Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

А.Г. Шнитке

Шнитке Альфред Гарриевич родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельс Саратовской области. Он окончил Московскую консерваторию в 1958 году. В 1961 году там же Шнитке окончил аспирантуру по классу сочинения Е. Голубева. В 1961—1972 годах преподавал в Московской консерватории, а затем стал свободным художником. Среди произведений Шнитке - оперы, балеты, симфонии, камерная и хоровая музыка. Композитор много работал в театре и, особенно, в кино, создав музыку к нескольким десяткам игровых, документальных и мультипликационных фильмов известных режиссеров. С начала 1990-х годов постоянно жил и работал в Германии, являлся членом-корреспондентом ряда зарубежных академий искусств, лауреатом множества зарубежных премий, а также Государственной премии РСФСР имени Н. К. Крупской (1986) — за музыку к мультфильмам «Я к вам лечу воспоминаньем...», «И с вами снова я...», «Осень» производства киностудии «Союзмультфильм», Государственной премии РФ (1995), является Заслуженным деятелем искусств РСФСР (1987).
Альфред Гарриевич Шнитке умер в Гамбурге 3 августа 1998 года.

Сценические произведения
Оперы
• 1972 — Одиннадцатая заповедь. Не оркестрована
• 1990—1991 — Жизнь с идиотом. Опера в 2 актах. Либретто Вик. Ерофеева
• 1994 — Джезуальдо. Опера в 7 картинах, с прологом и эпилогом. Либретто Р. Блетшахера.
• 1994 — История доктора Иоганна Фауста. Опера в 3 актах с прологом и эпилогом.

Балеты
• 1971 — Лабиринты. Балет в 5 эпизодах. Либретто В. Васильева.
• 1985 — Эскизы. Хореографическая фантазия по мотивам Гоголя. Балет в одном действии. Либретто А. Петрова. № 1 и № 11 для балета сочинены коллективно Альфредом Шнитке, Г. Н. Рождественским, С. А. Губайдулиной, Э. В. Денисовым. Большинство номеров в оркестровой редакции Г. Рождественского.
• 1986 — Пер Гюнт. Балет в 3 актах с эпилогом. Либретто Дж. Ноймайера по одноимённой драме Генрика Ибсена.

другое…
• 1974 — Der gelbe Klang (Жёлтый звук). Сценическая композиция для пантомимы, инструментального ансамбля, сопрано соло, смешанного хора, магнитной ленты и цвето-световых проекторов. Либретто Василия Кандинского на немецком языке (в переводе А. Шнитке).

Симфонии
• 1957 — Симфония «нулевая» в 4 частях.
• 1972 — Симфония № 1 в 4 частях.
• 1979 — Симфония № 2 (St. Florian) для солистов, камерного хора и симфонического оркестра в 6 частях.
• 1981 — Симфония № 3 в 4 частях.
• 1984 — Симфония № 4 для солистов и камерного оркестра. Одночастная.
• 1988 — Симфония № 5 / Concerto Grosso № 4 для гобоя, скрипки, клавесина и симфонического оркестра в 4 частях.
• 1992 — Симфония № 6 в 4 частях.
• 1993 — Симфония № 7 в 3 частях.
• 1993—1994 — Симфония № 8 в 5 частях.
• 1995—1998 — Симфония № 9 в 3 частях.

Concerto Grosso
• 1977 — Concerto Grosso № 1 для 2 скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (есть авторская версия для флейты, гобоя, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных) в 6 частях.
• 1981—1982 — Concerto Grosso № 2 для скрипки, виолончели и симфонического оркестра в 4 частях.
• 1985 — Concerto Grosso № 3 для 2 скрипок, клавесина, фортепиано и 14 струнных.
• 1988 — Concerto Grosso № 4 / Симфония № 5 для гобоя, скрипки, клавесина и симфонического оркестра в 4 частях.
• 1991 — Concerto Grosso № 5 для скрипки, симфонического оркестра и фортепиано (Klavierklange) за сценой.
• 1993 — Concerto Grosso № 6 для скрипки, фортепиано и струнного оркестра в 3 частях.

Концерты
• 1957 — Концерт № 1 для скрипки с оркестром в 4 частях: Allegro ma non troppo, Tempo iniziale — Presto — Andante — Allegro scherzando(новая редакция 1962).
• 1960 — Концерт для фортепиано с оркестром в 3 частях: Allegro — Andante-(attacca)-Allegro.
• 1964 — Музыка для фортепиано и камерного оркестра в 4 частях: Variationi — Cantus firmus — Cadenza-(attacca)-Basso ostinato.
• 1966 — Концерт № 2 для скрипки и камерного оркестра. Одночастный.
• 1971 — Концерт для гобоя, арфы и струнных. Одночастный.
• 1979 — Концерт для фортепиано и струнных (одночастный).
• 1978 — Концерт № 3 для скрипки и камерного оркестра в 3 частях: Moderato — Agitato -(attacca)- Moderato.
• 1984 — Концерт № 4 для скрипки с оркестром в 4 частях: Andante — Vivo — Adagio (attacca) - Lento.
• 1985 — Концерт для альта с оркестром в 3 частях: Largo — Allegro molto — Largo.
• 1985—1986 — Концерт № 1 для виолончели с оркестром в 4 частях: Pesante moderato — Largo — Allegro vivace — Largo.
• 1987—1988 — Концерт для фортепиано в 4 руки и камерного оркестра. Одночастный.
• 1989 — Монолог для альта и струнного (камерного) оркестра. Одночастный.
• 1990 — Концерт № 2 для виолончели с оркестром в 5 частях: Moderato (attacca) — Allegro (attacca) — Lento (attacca) — Allegretto vivo (attacca) — Grave.
• 1994 — Концерт на троих для скрипки, альта, виолончели и струнных с фортепиано в 4 частях: Moderato — [без указания темпа] — Largo — [без указания темпа].
• 1995 — Концерт для альта с оркестром (№ 2). Одночастный.

другое…
• 1966 — Вариации (коллективные) на темы Шестнадцатой симфонии Н. Я. Мясковского для симфонического оркестра. Авторы: М. И. Чулаки, А. Н. Александров, Е. К. Голубев, С. А. Баласанян, В. Г. Фере, Д. Б. Кабалевский, А. Шнитке, А. Николаев, Н. Н. Сидельников, А. Я. Эшпай, Р. К. Щедрин.
• 1968 — Pianissimo…
• 1972—1978 — In memoriam (оркестровая версия фортепианного квинтета) в 5 частях: Moderato — Tempo di Valse-(attacca)-Andante — Lento-(attacca)-Moderato pastorale.
• 1979—1980 — Пассакалия
• 1981 — Гоголь-сюита (Сюита из музыки к спектаклю Театра на Таганке «Ревизская сказка»). Оркестровая редакция Г. Рождественского.
1. Увертюра
2. Детство Чичикова
3. Портрет
4. Шинель
5. Фердинанд VIII
6. Чиновники
7. Бал
8. Завещание
• 1984—1985 — Ритуал (Памяти погибших во Второй мировой войне, к 40-летию освобождения Белграда).
• 1985 — (K)ein Sommernachtstraum (Не по Шекспиру).
• 1991 — Sutartines для струнного оркестра и ударных.
• 1992 — Hommage à Grieg (Посвящение Григу).
• 1994 — Симфонический пролог для оркестра.
• 1994 — For Liverpool для оркестра.

Вокальные и хоровые произведения
Для солиста (солистов) с сопровождением
• 1965 — Три стихотворения М. И. Цветаевой для меццо-сопрано и фортепиано.
• 1972 — Голоса природы для 10 женских голосов и вибрафона (без слов).
• 1975 — Восемь песен из спектакля «Дон Карлос» для баритона и фортепиано. Текст Ф. Шиллера (в русском переводе).
1. Дурные монахи;
2. Песнь о любви;
3. О театре;
4. Друзьям;
5. Песня мародёров;
6. Надежда;
7. Горная дорога;
8. Прошение.
• 1977 Магдалина для голоса и фортепиано. Стихи Б. Л. Пастернака (из романа «Доктор Живаго»).
• 1980 — Три мадригала для сопрано, скрипки, альта, контрабаса, вибрафона, клавесина. Стихи Ф. Танцера.
o I. Sur une etoile;
o II. Entfernung;
o III. Reflection.
• 1980 — Три сцены для сопрано и ансамбля.
• 1988 — Drei Gedichte von Viktor Schnittke (Три стихотворения Виктора Шнитке) для голоса и фортепиано.
0. «Wer Gedichte macht…» (без названия);
1. Der Geiger (Скрипач);
2. Dein Schweigen (Твоё молчание).
• 1993 — Mutter для меццо-сопрано и фортепиано. Стихи Э. Ласкер-Шюлер (на немецком языке).
• 1994 — Пять фрагментов по картинам И. Босха для тенора и малого оркестра (часть незавершённой кантаты). Тексты Эсхила и Н. Рёзнера.

Для хора (с сопровождением и без)
• 1975 — Реквием из музыки к драме Шиллера «Дон Карлос» для солистов, смешанного хора и инструментального ансамбля в 14 частях.
• 1976 — Der sonnengesang des Frany von Assisi для 2 смешанных хоров и 6 инструментов. Текст Франциска Ассизского (в немецком переводе).
• 1980—1981 — Миннезанг для 52 хористов. Тексты миннезингеров XII—XIII столетий.
• 1983 — Seid nuchtern und wachet… (История доктора Иоганна Фауста). Кантата для контртенора, контральто, тенора, баса, смешанного хора и оркестра. Немецкая версия текста из народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте…», изданной И. Шписом в 1587 году; русская версия — эквиритмический перевод В. Шнитке.
• 1984 — Три хора для смешанного хора a capella.
1. Богородице Дево радуйся;
2. Господи Иисусе Христе;
3. Отче наш.
• 1985—1985 — Концерт для смешанного хора в четырех частях на стихи Г. Нарекаци в переводе на русский язык Н. Гребнева, «Книга скорби» (Книга скорбных песнопений), Советакан грох, Ереван, 1977. Глава III, с. 49—63., в 1984 году была написана 3-я часть, а части 1, 2 и 4 — в 1985 году:
1. «О, повелитель сущего всего, бесценными дарами нас дарящий»;
2. «Собранье песен сих, где каждый стих наполнен скорбью»;
3. «Всем тем, кто вникнет в сущность скорбных слов»;
4. «Сей труд, что начинал я с упованьем и с именем Твоим».
• 1987 — Стихи покаянные для смешанного хора без сопровождения в 12 частях. К 1000-летию крещения Руси. Тексты XVI века. (Первое исполнение - 26 декабря 1988 года, Дом культуры МГУ на Ленинских горах. Государственный камерный хор, дирижёр В. Полянский).
1. Плакася Адамо предъ раемо съдя;
2. Приимя мя, пустыни, яко мати чадо свое;
3. Сего ради нищъ есмъ;
4. Душе моя, душе моя, почто во гръсех пребываеши;
5. Окаянне убогыи человъче!;
6. Зря корабле напрасно приставаема;
7. Душе моя, како не устрашаешися;
8. Аще хощеши победити безвремянную печаль;
9. Воспомянух житие свое клироское;
10. Придъте, христоносении людие;
11. Наго изыдохо на плачь сеи;
12. Без слов.
• 1989 — Eröffnungvers zum 1. Festspielsonntag (Вступление к первому воскресному празднику) для четырёхголосного смешанного хора и органа.
• 1991 — Торжественный кант для скрипки, фортепиано, хора и большого симфонического оркестра.
• 1991 — Agnus dei для 2 сопрано соло, женского хора и оркестра.
• 1994 — Lux Aeterna для смешанного хора и оркестра. Завершено по наброску А. Шнитке Г. Рождественским.

Фортепианные сочинения
• 1962—1963 — Шесть детских пьес
1. Умница. Moderato;
2. Скрипач. Vivo;
3. Мямлик и Шустрик. Moderato;
4. Восточная сказка (Караван). Andantino;
5. Игра в прятки. Allegro;
6. Колыбельная. Andantino.
• 1963 — Прелюдия и фуга.
• 1965 — Импровизация и фуга.
• 1965 — Вариации на один аккорд.
• 1971 — Шесть пьес.
1. Andantino. Наигрыш.
2. Moderato. В горах.
3. Andante.
4. Allegro.
5. Lento.
6. Vivo. Кукушка и дятел.
• 1979 — Посвящение Игорю Стравинскому, Сергею Прокофьеву, Дмитрию Шостаковичу для фортепиано в 6 рук.
• 1987 — Соната № 1 в 4 частях: Lento — Allegretto — Lento — Allegro (все части без перерыва).
• 1990 — Три пьесы для клавесина
• 1990 — Афоризмы. Пять прелюдий. (Между пьесами читаются стихи И. А. Бродского.)
• 1990—1991 — Соната № 2 в 3 частях: Moderato — Lento attacca - Allegro moderato.
• 1992 — Соната № 3 в 4 частях: Lento — Allegro — Lento — Allegro.
• 1994 — Сонатина для фортепиано в 4 руки.

Электронная музыка
• 1969 — Поток

Музыка к фильмам
1. 1962 — Вступление;
2. 1963—1964 — Вызываем огонь на себя;
3. 1963—1964 — Выборгская сторона;
4. 1965 — Похождения зубного врача;
5. 1966 — Дневные звёзды;
6. 1967 — Дом и Хозяин, Комиссар;
7. 1967—1987 — Ангел (к/а «Начало неведомого века», новелла первая);
8. 1968 — Шестое июля;
9. 1969 — Балерина на корабле,
10. 1969 — Ночной звонок,
11. 1969 — Вальс;
12. 1970 — Белорусский вокзал,
13. 1970 — Дядя Ваня,
14. 1970 — Спорт, спорт, спорт,
15. 1970 — Чайка;
16. 1971 — Ты и я,
17. 1971 — Последний рейс «Альбатроса»;
18. 1972 — Горячий снег,
19. 1972 — На углу Арбата и улицы Бубулинас,
20. 1972 — Право на прыжок;
21. 1973 — Города и годы;
22. 1974 — Выбор цели, Осень;
23. 1974 — И всё-таки я верю…;
24. 1974—1981 — Агония;
25. 1975 — Рикки-Тикки-Тави;
26. 1976 — Белый пароход,
27. 1976 — Клоуны и дети,
28. 1976 — Восхождение,
29. 1976 — Повесть о неизвестном актёре,
30. 1976 — Приключения Травки,
31. 1976 — Сказ про то, как царь Пётр арапа женил;
32. 1977 — Счёт человеческий;
33. 1978 — Отец Сергий;
34. 1979 — Маленькие трагедии,
35. 1979 — Фантазии Фарятьева,
36. 1979 — Экипаж;
37. 1980 — Лариса;
38. 1981 — Звездопад;
39. 1982 — Прощание,
40. 1982 — Сказка странствий,
41. 1982 — Крепыш;
42. 1984 — Мёртвые души;
43. 1985 — Любимец публики;
44. 1988 — Шаг (используемая музыка);
45. 1988 — Балкон (используемая музыка);
46. 1989 — Иной (используемая музыка),
47. 1989 — Посетитель музея;
48. 1990 — Сфинкс (используемая музыка),
49. 1990 — Воспоминания без даты;
50. 1992 — Присутствие (используемая музыка);
51. 1993 — Владимир Святой;
52. 1994 — Мастер и Маргарита;
53. 1996 — Страх, Черное и белое (используемая музыка)

Литературные сочинения:
Заметки об оркестровой полифонии в 4-й симфонии Д. Д. Шостаковича, в сб.: Музыка и современность, вып. 4, М., 1966;
Некоторые особенности оркестрового голосоведения в симфонических произведениях Д. Д. Шостаковича, в сб.: Дмитрий Шостакович, М., 1967;
Особенности оркестрового голосоведения ранних произведений Стравинского, в сб.: Музыка и современность, вып. 5, М., 1967;
Edison Denisow, "Res facta", 1972, No 6;
Парадоксальность как черта музыкальной логики Стравинского, в сб.: И. Ф. Стравинский, М., 1973;
Полистилистические тенденции в современной музыке, в сб.: Музыкальные культуры народов. Традиции и современность, М., 1973.

Сайт, посвященный А.Г. Шнитке

отторжение фильм скачать торрент - big-dfghjk - Дневники - bigmir)net

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005