Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

Игорь Скворцов: XXIII слёт.

 

XXIII слет


После ХХIII слета прошло полгода. Слет ушел в прошлое и постепенно стирается в памяти, становясь очередной вехой среди "ежегодных, традиционных".
Но вернемся назад, проследим за его подготовкой и проведением. Традиционной подготовкой, традиционного слета, как две капли воды похожего на предыдущие. 


 


Действительно, последние слеты у нас стали как братья-близнецы. Спросите любого, что будет на слете, и получите исчерпывающий ответ: открытие, факельное шествие, ночной концерт, концерт гостей, закрытие. Но я еще вернусь к этому печальному постоянству.
Итак, подготовка к ХХIII слету. Она началась задолго до момента его проведения. Как обычно, после того как в декабре 1978 года с МГК ВЛКСМ было согласовано положение о слете, был создан оргкомитет, который возглавил Валерий Прохоров. Были назначены ответственные за технические и творческие направления, выбрана тема кустовых программ, был даже установлен срок "готовности №1" — 10 апреля.
И все. Далее оргкомитета практически не существовало до 24 апреля. Можно найти достаточно объективные причины его бездействия: и то, что заболел Прохоров, и то, что в течение всей зимы и весны шла подготовка к открытию городского клуба, и проведение городского конкурса авторов и исполнителей, и т.д. И тем не менее подготовки к слету не было. Не было в том виде в котором она, по логике вещей, должна была быть. Что-то делали художники, что-то делали кусты. Но что и как делалось, судя по всему, мало кого из руководства клуба интересовало должным образом.
За две недели до слета не было выбрано место его проведения, не заказан транспорт для доставки участников и технических средств слета, не выяснен вопрос о количестве иногородних гостей, не подготовлено художественное оформление, отсутствовала координация работы кустов и координация подготовки к слету в целом. Ответственность за это, целиком ложится на правление клуба, которое практически в полном составе занималось проведением городского конкурса и абонементами, пустив остальные формы работы на самотек.
 


За две недели до слета на расширенном заседании правления был поставлен вопрос: быть слету или не быть? Здесь же обсуждалось и бездействие комитета, и был создан новый оргкомитет. За две недели было сделано то, что надо было делать четыре месяца.
Вернемся к постоянству слетов. Традиции говорят сами за себя. Четыре выходных дня плюс майские праздники — и найдено место проведения
— За две недели до слета спешно утверждаются все эскизы, появляются материалы, создается оформление слета.
— За два дня до слета достается парафин и кусок мешковины. Делаются первые 250 факелов.
— Третий тур конкурса дает возможность не ломать голову над проблемой ночного концерта.
— Программа, показанная на открытии городского клуба, вместе с несколькими выступлениями кустов по теме "Смех и слезы" — готовая программа на открытии слета.
— МГК ВЛКСМ перевернут с ног на голову, и за два дня до отъезда пробит транспорт .
— Еще несколько звонков, и на Москворецкой овощной базе в день отъезда приобретаются 150 старых мешков. На слете доделываются последние 1520 факелов.
— До последнего момента не решен вопрос со сценой. Материала, заказанного за две недели до слета, нет, и неизвестно доставят ли разборную сцену из "Черноголовки".
— С иногородними гостями все ясно — примем столько, сколько приедет, хотя рассчитываем на 300 человек.
— Точно таким же образом с удивительной оперативностью были решены все остальные проблемы. К 12 мая все было готово. Как всегда. Ни лучше, ни хуже. Стандартно. Традиционно. Но традиции на этом не кончились.

 

 
Разве можно назвать неожиданностью появление сахара в бензобаках электростанций или приветственные жесты и улыбки "хвостов" на поляне ранним субботним утром, или неразбериха около автобусов при отъезде из Москвы, когда каждый, включая членов правления, считает своим долгом впихнуть в автобус пару-тройку своих "лучших друзей", или остановленная среди концерта электростанция? Наверное нет. Это стало закономерностью последних слетов. Печальной закономерностью.
Итак, 12 мая гимн, удары колокола, флаги кустов и клуба, поднятые на флагштоке около большой сцены, возвестили об открытии ХXIII слета КСП. У каждого участника слета сложилось определенное мнение о его проведений. Я предлагаю посмотреть на отдельные моменты с точки зрения их организации.
Последовавшие сразу после открытия программы кустов и программа "Новоселье" (отв. Женя Вдовин) сразу выявили первую ошибку в творческой части слета. Программы шли без перерыва почти четыре часа. И когда после темы "Смех и слезы" на сцене началась композиция "Новоселье", резко отличающаяся по цели и характеру от предыдущих, она просто перестала восприниматься. Программу вовремя прервали, и "благодарная" публика с большим энтузиазмом переключилась на ужин.
Вообще, характерной чертой последнего слета, как и всех двухдневных слетов, была предельная "его насыщенность всевозможными мероприятиями, требовавшими от участников постоянного напряжения. Зрители, а таких на слете большинство, не успевают переварить увиденное и услышанное. Время отдыха, общение либо сведено к минимуму, либо отсутствует, а это далеко не второстепенный элемент слета.
Далее факельное шествие (отв. Игорь Токарев). Удачно была выбрана трасса для его проведения. Она проходила через всю территорию лагеря и была достаточно протяженной, т.е. когда первые участники шествия достигли факельной поляны, последние только начали движение. Хорошо показали себя парафиновые факела. И все же при подготовке и проведении факельного шествия было заметно отсутствие творческого подхода к делу, впрочем, как и на предыдущих слетах. Ночные факела превратились у нас в своего рода повинность: надо — значит надо. А как, куда, зачем — эти вопросы отодвигаются на второй план или же не ставятся вовсе. А ведь факельное шествие, как и парад слета, раскрывает перед кустами широкие возможности: костюмами, текстом, песнями, формой движения проявить свою индивидуальность, сделать так, чтобы каждый почувствовал себя действительным, а не формальным участником слета, чтобы не было равнодушия и апатии к происходящему.
Ночной концерт специально не готовили (отв. Борис Гольдштейн). В него были включены выступления участников III тура городского конкурса авторов и исполнителей, и некоторых приглашенных гостей. Я думаю, что организаторы этой части слета могли бы более серьезно подойти к вопросу: кого приглашать на сцену и сколько времени давать на выступление. Если бы наряду с некоторыми участниками III тура в концерте выступили те, кто до этого тура не дошел, или те, кто вообще по различным причинам не принял участия в конкурсе, ночное выступление на большой сцене только бы выиграло.
Кроме большой сцены предусматривались три озвученные кустовые сцены, на которых планировалось, помимо выступлений кустов, предоставить возможность выступить представителям других городов. Что из этого вышло — хорошо известно: не были удовлетворены ни те , ни другие. 


 

 
При этом временном режиме слета, когда малые сцены начинали работать в три часа ночи, нельзя было совмещать выступления кустов и иногородних без взаимного ущерба. Однако, это не было до конца продумано, что привело к дальнейшим накладкам, связанным с проведением парада кустов и дневного концерта гостей.
По программе слета утром второго дня намечалось проведение парада кустов (отв. Сергей Новиков). Но наутро советом командиров кустов, было решено парад не проводить, т.к. выяснилось, что концерт иногородних займет 4,5 часа вместо двух по той причине, что часть программы, запланированная на малые сцены, показана не была. Это решение было принято всеми командирами кустов, включая и тех, чьи кусты готовили программы к параду. В первую очередь это было сделано навстречу пожеланиям иногородних гостей, хотя и в ущерб кустам .В дальнейшем со стороны руководства слета по просьбе куста "Разгуляй" было сделано исключение и разрешено кусту показать программу мини-парада ( во время проведения концерта гостей ). При анализе творческой стороны слета становится очевидным, что двух дней для его проведения явно недостаточно.  Для нормальной жизни слета необходимо три дня. Кроме того нужно наличие нескольких равноценно озвученных и освещенных сцен. Причем в равной мере надо думать не только о том, что показать участникам слета со сцен, но и о том, что предложить им в часы отдыха, что сделать, чтобы большинство на слете были не только зрителями, но и участниками, настоящими участниками слета.
Несколько слов о технике. Проблема освещения ( отв.Виталий Медянцев) были решены полностью, чего не скажешь о звуковом оформлении (отв. Витя Лупанин и Леня Радиловец). Все внимание группы озвучивания было перенесено на звукозапись. Не была озвучена сцена на факельной поляне, не было контроля за качеством звука на большой сцене во время ночного концерта. Соответствующей была и реакция зрителей.
И, наконец, последнее — отъезд. Все всё видели, все всё помнят. Конечно, не просто вывезти 7000 человек вместо привезенных 3000.Но я хочу отметить другое. 
Все видели сложность обстановки, и только кусты Лефортово, Сокол, МИИТ, Калужский, Разгуляй, Сборная леса сделали все от себя зависящее, чтобы облегчить ее. Мы, к сожалению, редко говорим о дисциплине в кустах, о чувстве взаимовыручки и поддержки в трудную минуту. Это в первую очередь относится к командирам кустов. Ведь они ведут за собой людей, и многое зависит от того, как они их ведут.


 

 
Вот и все о ХХIII слете КСП, слете, уже ушедшем в прошлое. А ведь не за горами ХХIV "ежегодный, традиционный". Каким он будет, какие традиции сохранятся,

 

 

а какие отойдут на второй план, давая место новым, зависит только от нас.


И.Скворцов

 

"Менестрель" №1, 1979. -- С.8.

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005