Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

Определитель аккордов "линейка" (1977)

 ТОВАРИЩ ГИТАРА

Для вас, начинающие

БУКВЕННЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ АККОРДОВ ГИТАРНОГО АККОМПАНЕМЕНТА

 

Отвечая на анкету рубрики «Товарищ гитара», опубликованную в номере 23 нашего журнала за 1976 год, многие чи­татели просили напечатать руководство к пользованию буквенными обозначе­ниями аккордов гитарного аккомпане­мента. Выполняя эту просьбу, публикуем определитель аппликатуры аккордов на гитаре

Определитель составили гитаристы-лю­бители В. Барке, А. Костромин, А. Пермин и Ю. Ревич. Полагаясь на свою практику, авторы считают его одним из наиболее удобных; склеенный в форме удлиненного конверта с прорезными окошками и подвижным вкладышем, определитель можно всегда иметь с со­бой в кармане. Определитель дается в двух вариантах —для шести- и семи­струнной гитары.

 

 

 

В практике сложилась следующая си­стема буквенного обозначения нот:

до  ре  ми  фа  соль  ля  си  си-бемоль

C    D   E     F    G      A   H   В

Аккорд обозначается над нотной стро­кой большой латинской буквой, соответ­ствующей его основному тону (т. е. ноте, от которой аккорд построен).

В таблице (см. стр. 38) приведены для примера обозначения аккордов, по­строенных от ноты С (до). Такие же по звучанию и по названию аккорды, но построенные от какой-нибудь другой ноты, обозначаются буквами, присвоен­ными этим нотам. Большинство обозна­чений, кроме того, снабжено индексами, стоящими справа от основной буквы (цифры, маленькие латинские буквы, знаки + и –). Расшифровка всех этих индексов для практической игры не обя­зательна. Значение индексов, которые вам будут нужны для пользования опре­делителем, мы объясним ниже.

Детали определителя вырезаем по кон­туру. Прорезав окна, обозначенные на чертеже прямоугольниками с крестом (), складываем половинки конверта по пунктирной линии и склеиваем кла­паном. Сложенный пополам вкладыш вставляем в конверт. Определитель го­тов к работе.

Мы будем искать аккорды для шести­струнной гитары, лишь кое-где делая примечания для семиструнной, так как пользование обоими определителями аналогично.

Допустим, над нотной строкой обозна­чен аккорд Cm.

Прежде всего, обратим внимание на маленькую латинскую букву «m». Она означает, что определитель надо повер­нуть стороной, на которой написано «минорные аккорды». (Все обозначения, в которых этой буквы нет, надо искать на другой стороне — «мажорные ак­корды».)

На конверте есть несколько окон, обозначенных цифрой 1 (они выделены красным цветом). Передвигаем вкладыш до тех пор, пока во всех этих окнах не появится буква С. (Для поиска букв G, А, В, Н, С вкладыш надо двигать вверх от среднего положения, а букв Е и D — вниз. В среднем положении в окнах 1 находится буква F.)

С левой стороны определителя мы видим четыре фигурные скобки с надписями «I вариант», "II вариант» и т. д.

С правой стороны против каждой фигурной скобки нарисована маленькая схема аккорда (вертикальные линии — струны, горизонтальные — лады, черные кружочки — места прижатия струн). На ма­леньких схемах изображены три основ­ных варианта взятия аккорда. Для поиска дополнительных вариантов мы должны будем обратиться к центральной части определителя (так называемой сетке), о чем сказано чуть ниже.

Попробуем взять аккорд Cm первым вариантом. Рядом с маленькой схе­мой — окно, в нем цифра VIII. Это зна­чит, что на VIII ладу надо взять баррэ, то есть прижать на этом ладу все стру­ны указательным пальцем. (Прием этот обозначен прямой скобкой ].) Безы­мянным пальцем и мизинцем надо прижать соответственно пятую и четвертую струны на два лада выше (то есть ближе к корпусу гитары). Звук извлекается из всех шести струн.

Второй вариант взятия того же аккор­да: баррэ на десятом ладу (в окне около схемы цифра X), первая струна прижата средним пальцем на XI ладу, вторая—­мизинцем не XIII, третья—безымянным на XII. Звук извлекается из всех струн, кроме шестой.

Теперь для вас не представит труд­ности найти и третий вариант. Но тут нужно еще особое пояснение: в окне около схемы две цифры—XV и III. Это значит, что баррэ можно взять и на XV и на III ладу. Обычно предпочтитель­нее III. Вообще из всех вариантов, как правило, удобнее тот, который берется ближе к головке грифа (на первых пяти ладах). Тремя описанными вариантами, или приемами, можно взять и все остальные минорные аккорды. Меняться будет только номер лада, на котором берется баррэ. Этот номер каждый раз появит­ся в окне рядом с маленькой схемой при появлении нужной буквы в окнах 1. Три аналогичных приема для мажорных аккордов показаны на обратной стороне определителя.

Над (или под) каждой струной в ма­ленькой схеме стоят цифры, обозначаю­щие пальцы левой руки, которыми эти струны прижимаются: 1 — указательный' палец, 2 — средний, 3 — безымянный, 4 — мизинец. На определителе для се­миструнной гитары, кроме того, указан и большой палец (значок D). В скоб­ках указываются возможные варианты использования пальцев. Струна, из ко­торой при взятии аккорда звук не из­влекается, обозначается на маленькой схеме значком Ø

Если в окне около схемы появляется 0, это значит, что баррэ брать не нужно — аккорд строится от нулевого лада, а роль баррэ как бы играет верхний по­рожек грифа. Таков, например, третий вариант аккорда Am: первая струна — открытая, вторая — прижата на 1 ладу, третья и четвертая — на II, пятая и ше­стая — открытые. Аккорд берется на всех струнах.

Без баррэ исполняются также второй и третий варианты минорных аккордов на семиструнной гитаре. В этих случаях цифра в окне около схемы обозначает, на каком ладу располагается указатель­ный палец. Его позиция служит исходной для построения аккорда.

На основе каждого из трех основных вариантов аккордов строятся и другие аккорды, более сложные. Для этого служит центральная часть определите­ля — сетка. Она, как и маленькие схе­мы справа, изображает гриф гитары. Но­мера струн указаны в кружочках на­верху. Номера ладов определяются для каждого аккорда особо: горизонталь сетки всегда соответствует тому ладу, номер которого появился в окне справа от нее. От этого лада отсчитываются но­мера всех остальных, соответствующих другим горизонталям, против которых нет окон.

Окна на участках сетки, обозначенных слева фигурными скобками, расположены так же, как черные кружочки на ма­леньких схемах. Исключение составляют окна, обозначенные крестом. Их назна­чение мы объясним позже. Буквы, появ­ляющиеся в окнах каждого варианта аккорда, обозначают нотный состав его основы, то есть соответствующего ма­жорного или минорного трезвучия.

Рассмотрим теперь более сложный ак­корд Сm7. Находим сначала аккорд Сm. Затем находим на сетке струны и лады, где стоит цифра 7. В данном слу­чае она соответствует четвертой струне, прижатой на VIII ладу, второй струне, прижатой на XI ладу, пятой струне, при­жатой на XIII ладу и т. д. Добавив один из звуков, которые в этих случаях полу­чаются, к аккорду Сm, получим аккорд Сm7. Какой звук выбрать, зависит от ва­рианта аккорда и удобства расположе­ния пальцев. Например, в первом ва­рианте надо или прижать дополнительно вторую струну на XI ладу, или, наобо­рот, снять палец, прижимавший четвер­тую струну на Х ладу, и тогда она за­звучит, прижатая на VIII ладу указатель­ным пальцем, взявшим баррэ, то есть как раз в том месте, где стоит цифра 7.

Теперь рассмотрим аккорд Cm5–7. Сначала надо взять только что найденный аккорд Сm7. Например, в первом ва­рианте. Обратите внимание на цифры 5, стоящие на сетке: одна на второй стру­не, VIII ладу, другая — на пятой струне, Х ладу. Чтобы получить аккорд Cm5–7, звучание этих струн в аккорде Cm7 на­до понизить на полтона (на понижение и указывает знак –; знак + означал бы повышение на полтона; если бы один из этих знаков стоял у какой-либо другой цифры, например Cm7+, надо было бы повышать звучание струн, обозначенных цифрой 7).

Чтобы понизить звучание второй и пя­той струн на полтона, надо прижимаю­щие их пальцы передвинуть на один лад в сторону головки грифа (в случае по­вышения — в сторону корпуса гитары). При этом взять баррэ на VIII ладу уже не удастся. Поэтому из аккорда Сm7 сохраняются: четвертая струна, прижа­тая 2-м пальцем на VIII ладу, третья струна, прижатая 3-м пальцем на VIII ла­ду, и первая струна, прижатая 4-м паль­цем на VIII ладу. К ним добавляется вторая струна, прижатая 1-м пальцем на VII ладу. Пятую и шестую струны ис­пользовать не удается, и они в аккорде не участвуют.

Вообще рекомендуется брать аккорды на максимально возможном количестве струн, но, когда это не выходит, можно обходиться первыми четырьмя. Облег­чает взятие аккордов и использование в них открытых (неприжатых) струн. Опре­делитель указывает некоторые случаи, когда это можно делать. С этой целью на вкладыше обозначены красным цве­том некоторые буквы. Когда такая бук­ва появляется в окне сетки, струну, со­ответствующую этому  окну, можно оставлять неприжатой. Может быть и та­кой случай: в аккорде Fm6 (первый ва­риант) цифра 6, стоящая на сетке на четвертой струне, приходится на нуле­вой лад. Значит, эта струна в аккорде (причем в любом его варианте) может остаться открытой.

Освоив по определителю три основных варианта аккордов, можно попробовать комбинировать варианты, то есть добавлять к одному из них отдельные звуки из соседних. Возьмем для примера ак­корд G7. В третьем варианте он вы­глядит так; баррэ на Х ладу, вторая, третья и четвертая струны, прижатые на XII ладу, и первая струна, прижатая на XIII ладу. Поскольку буквы в окнах XII лада красные, соответствующие зву­ки можно извлечь на открытых струнах и строить аккорд от нулевого лада. При этом оказывается возможным использо­вать первый вариант (шестая струна, прижатая на III ладу), так называемый вневариантный звук (на сетке соответ­ствующие таким звукам окна, а также струны на маленьких схемах, обозначе­ны крестом), в данном случае его дает пятая струна, прижатая на II ладу, и звук из третьего варианта, где цифрой 7 обозначена первая струна, прижатая на XIII ладу, но поскольку весь аккорд перенесен на двенадцать ладов ниже, из XIII лада получается 1 (а вы, вероят­но, знаете, что на гитаре через двена­дцать ладов все звуки повторяются).

Над нотной строкой может встретиться аккорд с индексом «dim».В определи­тель этот индекс для простоты дела не включен, поскольку имеющие его аккор­ды соответствуют по звучанию аккор­дам с индексом [m5–6].Например, встре­тив в нотах обозначение Fdim, ищите по определителю аккорд Fm5–6.

 

Таблица буквенно-цифрового обозначения аккордов

 

 

 Буквенно-цифровые обозначения Название аккорда Нотный состав
1 C мажорное трезву­чие CEG
2 Cm минорное трезву­чие CEbG
3 С5+ увеличенное тре­звучие CEG#
4 Cm5- уменьшенное тре­звучие CEbGb
5 C6 мажорное трезву­чие с секстой CEGA
6 Cm6 минорное трезву­чие с секстой CEbGA
7 С7 доминантсептак­корд (малый ма­жорный септак­корд) CEGB
8 С7+ большой мажорный септаккорд CEGH
9 C5+7 доминантсептак­корд с повышенной квинтой CEG#B
10 C5–7 доминантсептак­корд с пониженной квинтой CEGbB
11 Cm7 малый минорный септаккорд CEbGB
12 Cm7+ большой минорный септаккорд CEbGH
13 Cm5+7+ увеличенный септ­аккорд CEG#H
14 Cm5–7 полууменьшенный септаккорд (малый вводный септак­корд) CEbGbB
15 Cdim уменьшенный септ­аккорд (уменьшен­ный вводный септ­аккорд) CEbGbA
16 C9 большой нонаккорд CEGD
17 C9- малый нонаккорд CEGDb
18 Cm9 большой минорный нонаккорд CEbGD
19 Cm9- малый минорный нонаккорд CEbGDb

 

Журнал "Клуб и художственная самодеятельность", 1977, №8
 

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005