Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

Игорь Белый о 9-м Московском детско-юношеском фестивале

 Пишет Игорь Белый (bujhm)
2006-03-20 03:39:00

 

IX московский детско-юношеский фестиваль АП


     Да, это уже девятый детский фестиваль - честь и хвала Матюшину, который всё это придумал и начал двигать. Не менее честь и хвала и нынешней команде фестиваля, на которой, собственно, он и держится (про неё я в конце скажу отдельно). Фестиваль в этот раз опять получился интересным, драки в жюри опять не случилось, хотя спорные моменты были.
     Первый тур я позорно пропустил, уже не помню из-за чего. То ли из-за морозов, то ли из-за того, что Матюшин мне поздно позвонил. Беда небольшая, на мой взгляд, - гитарный педагог из меня никакой, а тот, кому жизненно важно узнать моё мнение, обычно находит меня и без всяких мастерских.
     Поэтому в конце февраля я попал сразу на второй тур - микрофонную практику. Было это в ЦАПе, и пришлось тогда напрячься - чтоб за два дня подряд отслушать 60 человек, и в конце сохранить остатки разума для последующих дебатов (а то я в жюри уже который год, и ноблес оближ).
     Сегодня же был третий тур - в Детском Дворце на Черкизовской, по сути дела это уже почти прорвавшиеся победители, далее играют роль лишь нюансы. В качестве последнего рубежа 8 апреля будет гала-концерт, слоны и всенародная слава для 21 номера из сегодняшних 30.

Но я пока понапишу всяких мыслей по поводу самого процесса и конкурсантов

     На втором туре Костромин читал участникам свою фирменную лекцию о Микрофоне. Какие они бывают, как к ним подходить, куда ставить, от каких отворачиваться. Почему микрофон дурак и почему друг. Помимо этого конкурсантам рассказывали о всяческих испытаниях и препятствиях, которые им светят. И наслушавшись всех этих полезных сведений, участники выходили на сцену, стараясь не путаться в струнах. Если бы я успел сообразить вовремя, то тоже встал бы и рассказал им о ещё одном важном испытании - которое почему-то никто не вспомнил. Ну, тогда не успел, хоть здесь напишу. 
     Испытание это называется Дядя Фотограф. Дядя Фотограф постоянно мечется между зрителями и сценой, размахивая своим хозяйством. Норовит заглядывать в глаза тем, кто стоит на сцене, лезет своим объективом с разных сторон, слепит вспышкой в максимально неудобные моменты. Истинные джедаи авторской песни его не замечают. Не поворачиваются своим выгодным профилем ему в объектив и не строят умильные рожи, почуяв его охотничий азарт. Не всякий так сможет - особенно выйдя в первый раз на сцену, пусть и на максимально благожелательную публику.
     К чести участников, почти все они с этим испытанием справились, так и не узнав о нём.

     Ещё одно отступление - кого нынче поют дети.
     Вечные авторы детских фестивалей, из классиков - Матвеева (обе, всё, что угодно), Александр Иванов ("Мартовский кот", "Русалочка"), Визбор ("Многоголосье"), Иваси, Никитины, Ланцберг, Егоров, Сергеев, Митяев, Дольский.
     Из "пока-не-классиков" - Медведенко (конкретно "Пантомима"), Дудкина (всё, что угодно), Щербаков (всё), Витаков (что-нибудь понадрывнее), Ященко, Козловский, Фролова, Хусаинов (в регионах)

     Подробнее же о участниках нынешнего конкурса, запомнившихся мне.

 


    

     Никита Макуцкий - поэт в "младшей категории". Это значит, что верхняя штанга микрофонной стойки направлена почти горизонтально к поэту. А он при этом читает свои собственные стихи. Такое обычно хорошо запоминается.
     Никита убил зрителей наповал своим первым произведением "Выхожу один я на дорогу" - длинной и жутковатой сагой о катарсисе творческого человека. Впрочем, своим вторым номером он убил всех тоже - стихотворением про Москву, в котором попадались строчки навроде "ходят палачи и пристают к народу" и "раньше было всё иначе, а теперь - сплошной бардак". Особенно хорошо эти строки сочетались с его несколько детским стилем декламации.

 

 

 

     От куста "Благуша" мне запомнились те, кто были и в прошлом году - исполнители Ксения Шмалько, Ольга Ноздрачёва и Арсений Перхунков. Но с ними дело не очень. Зажатость их фатальна и только возрастает год от года. В прошлом году Ксения пробила зал насквозь "Бабьим Яром" (на мой взгляд, это сама по себе песня-крик массового поражения); в этот же раз тонкие уровни Веры Матвеевой она не вытянула. Я подозреваю у них довольно жёсткую систему руководства, и ни Арсения, ни Ксению не спасает даже то, что на сцене им аккомпанируют руководители их студии. Скорее, это им и мешает.

 

 

 

 

     Татьяна Гребенник. Это, однако, находка нынешнего года, с которой здорово повезло матюшинской "Надежде". Как бы Татьяна ни выступала - сольно ли, в дуэте, даже внутри цельнопетого ансамбля - она моментально притягивает к себе всё внимание. Есть в ней какая-то абсолютная внутренняя гармоничность и высокая естественность всякого жеста и слова. Такое не часто встретишь на сцене. Вместе с Ксенией Колосовой они образовали дуэт "Невзначай", в котором работают и как исполнители, и как композиторы. Им есть куда развиваться, надо сказать, - "Не верь поэту, дева" Тютчева и "Я к вам травою прорасту", например, у них сделаны блестяще; а вот "Засвети свечу" вызвало у многих членов жюри на обоих турах почти непреодолимое желание уснуть. Не думаю, что оно было запланировано изначально :)
     Но "Колыбельная с миражами" и ивановская "Ходит дрёма" в сольном исполнении Татьяны - это то, что стоит послушать в любом случае.

     Относительно основных матюшинцев, однако, не всё так просто. Что Колосова, что Марина Гуревич - опытные фестивальные зубры, лауреаты и дипломанты уже многочисленных конкурсов. На кой ляд они который год продолжают играть в эти детские проходные баллы - мне не совсем ясно. Им давно уже нужны не фестивали (где они и так всех сделают), а настоящая полевая практика - например, концерты по школам, хоть раз в месяц. Если они, конешно, хотят как-то окончательно состояться для себя в выбранном амплуа. Для Матюшина же эта мысль оказалась весьма неожиданна - он вскинул брови в непонимании: "А зачем им это?"
     Ну, дело хозяйское.

 

 

      Андрей Копёнкин, автор в "младшей категории". Хорошее начало, в будущем имеет все шансы вырасти в яркого жанрового автора. Первая песня, про войну, довольно слабоватая ("Новый залп" - "...и сказал, уходя от людей: фашистов бей!!!") А вот вторая - "Песня старого пирата" - в сочетании с его немалым артистизмом просто сделала ему всё выступление. Он ещё для этого номера нацепил себе треуголку и пел специальным "хриплым" голосом. Сорвал шквал аплодисментов.

 

Кррути штуррвал, пацан, кррути штуррвал,
Не дай нам врезаться в прибрежный ресторан.
Смотри, идёт, смотри, идёт девятый вал,
И, к сожалению, это не обман!..

 

 

     Алексей Лисицын. Опытный фестивальщик и мастер романса. В этот раз выбрал для исполнения щербаковского "Полковника" - и в результате получилось довольно странно. Главный герой этой песни у него вышел очень нервным, трепетным и взбудораженным - какой полковник бы принял от такого персонажа бокал с ядом, я даже представить не могу.

 

 

 

 

 

     Полина Чегодаева, исполнитель. С этого года обладает весьма редким даром для детских фестивалей - способностью передавать энергию на расстоянии. Иными словами - есть настоящий драйв, на порядок превосходящий силы остальных конкурсантов. На втором туре, при исполнении болдыревской "Головы", её вдруг прямо на сцене пробило на хи-хи - и дело кончилось тем, что ржать стал весь зал. Сегодня её ни на что со сцены не пробивало, но это был первый номер (в середине первого отделения), который раскрутил зал на "ладушки" влёгкую.

 

 

 


     Ансамбль "Истоки". После первых же аккордов стало ясно, что финалисты. Во-первых, мелкие и хорошо спетые. А во-вторых, гитары у них поделены функционально. То есть на вполне внятные ритм и соло. Пели кукинскую "За туманом" и "У пони нежная чёлка", и привели зал (и жюри) в состояние полного сопливого умиления. Одно только, пожалуй, мешало - старательные подтанцовки участницы в юбочке. К чему они там - так никто и не понял.

 

 

 

     Дарья Новикова. Исполнитель с сюрпризом. Первая песня - щербаковская "Колыбельная", сделана довольно средне: простой перебор и ровное выпевание. Но я подозреваю, что невыразительность эта в чём-то запланированная - потому что вторая вещь - "Друг мой Мишка", "на народную музыку" - начинается с такого рок-н-ролльного пляса пальцами по грифу, что уши от данного контраста сами собой развешиваются. Далее следует полный джаз и неплохой уровень Гнесинки. Сюрприз.

 

 

 


     Олег Баташов. Исполнитель "младшей категории", вот уже несколько лет подряд держащий планку такого уровня, которую ещё пока никто не перебил. Тоже не очень понятно, за что ему, собственно, тут сражаться - особенно после его выступлений на открытии "Коломенского" и в Кремле.
     С самого начала, как он только появился на фестивалях, его постоянно донимали вопросами, мол, а почему это ты только серьёзные и "взрослые" песни поёшь? "Снег" Городницкого, "Вертикаль" Высоцкого и пр. Олег хмурился и бурчал в ответ, что "детские" и "весёлые" ему не нравятся.
     Но видимо, в этот раз его как-то по-особенному достали - потому что на втором туре Баташов вдруг неожиданно спел ивасёвскую "Дачу Евгений Ивановича". И сразу следом за ней - "Рассказ ветерана" Визбора. Вот тут-то разница и прочувствовалась - когда исполнитель столь конкретно показал, чем именно он ценен в природе. Сегодня, на третьем туре, Олег был милостив к зрителям и поменял их местами.

 

 

 

 

     Илья Крохин. Автор, в последний раз участвующий в этом фестивале. Во-первых, потому что выходит за возрастной ценз, а во-вторых, потому что выходит за общедетский уровень. Причём довольно давно. Ему пора собственные концерты делать или хотя бы отделения. Получает очередное личное приглашение на сцену Белого слёта и на сцену Х-БС на Втором Канале. krilvic, приём! :)
     Сегодня он неожиданно выступал со скрипачкой, с чем я не очень согласен.

 

...Жук-точильщик прогрыз на бревне полоски -
Видишь, будто картограф на старом плане.
Приглядись - это улицы и перекрёстки
В городах, исчезнувших в океане...

 

 

 

 

     Крис Коростылёва (да, именно такое сочетание). Первый случай в моей практике, когда эстетика ролевой песни не мешает понимать смысл текста. Фэнтезийность у неё как псевдорусская (типа "Волкодава"), так и общеевропейская (из-за чего выглядывает ранний Гребенщиков). Голос Крис к тому же очень богатый, глубокий и с необычной дикцией. В общем, есть, что запомнить. Очень она радовалась своему факту прохождения в гала-концерт, видать важно ей это.
     Вторую свою песню - "Незабываемое чувство" - на третьем туре она смело объявила посвящённой конкретному человеку, из-за чего она сразу стала по-другому восприниматься, нежели на микрофонной практике.

 

...Когда он точил клинок, казалось, из-под руки
Летели не искры, а боль нежелавшего бить.
Я знаю, он не мог просто взять и уйти,
Он едет навстречу, просто надо дожить.
И им оставленный меч стоит у стены -
Наверное, это всё то, что надо беречь.
Он ждёт меня там, где мы встретились в первый раз -
Я еду по снегу, слетавшему с его плеч.

 

 

     Катя Клецина. Пыталась участвовать в номинациях "исполнитель", "поэт" и "автор", при этом третье вышло явно лучше остальных. Пока что ей ощутимо мешает излишний пафос и стиль "хомчик", а когда ни того, ни другого особо не предусмотрено, то получается замечательно.

 

Мне говорят: "Ну прибери квартиру!" -
Я не могу, я думаю о вечном,
Как много прожито, и что скажу я миру,
А заставлять пол мыть - бесчеловечно.
Волнует душу тряпка половая:
Мой грязный друг, блюститель чистоты,
Я о тебе пишу стихи, родная, -
Так хоть разок протри сама полы...

 

 

     Владимир Яшаев. Мощный и энергетический исполнитель. Я про него, пожалуй, ничего не буду говорить, а то выйдет неудобно - уж больно хорошо он "Пиратское танго" спел. Надо мной и так всё жюри ржало - когда я громогласно объявлял свои оценки необъективными.
     В качестве второй песни он выбрал коршун-зоновский "Карниз" (который сейчас gorodilo катает по Сибири). Причём исполнил его тоже со скрипкой - как Крохин - и это было намного оправданней.

 

 

 


     Ксения Колосова - выступала в самом финале концерта и поразила всех в самую чакру малыгинской "Электричкой". До этого она пела (всегда) классику всякую - Визбора, Никитина - распевную и ровную, а тут словно проснулась на вокализном джазе и пошла оттягиваться. Такое впечатление, будто воздуха дали.

 

 


     Уважаемые читатели! Всё вышенаписанное - крайне необъективно, имейте в виду.

 

     Итак, список прошедших в гала-концерт по итогам боданий жюри:
Олег Баташов, Илья Крохин, Владимир Яшаев, Татьяна Гребенник, дуэт "Невзначай" (исполнители), Ксения Колосова, дуэт "Невзначай" (авторы музыки), ансамбль "Истоки", Марина Гуревич, ансамбль "Надежда", Алексей Лисицын, Полина Чегодаева, Евгения Лапшина, Крис Коростылёва, Андрей Копёнкин, Дарья Новикова, Катя Клецина, Андрей Бургасов, ансамбль "Солярис", Мария Седова.

     Но кто из них окажется лауреатом, кто дипломантом, а кто получит отдельные и специальные призы - об этом заинтересованная публика узнает 8 апреля на самом гала-концерте. Потому что сей сюрприз - прерогатива фестиваля и лично Жени Подобедовой, пусть она порадуется.


     Обещанные в начале поста честь и хвала команде фестиваля (народ должен знать героев):
Дмитрию Матюшину - ну это понятно, за что;
Сергею Матвеенко - бессменному председателю жюри;
Жене Подобедовой - секретарю и ведущей концертов;
Ирине Геннадьевне - бухгалтеру и устроителю;
Михаилу Никаноровичу - который воплощает вещественную часть всех фестивалей;
Александру Костромину - который звукооператор (кроме того, он знакомит всех конкурсантов с Микрофоном лично);
остальных я мог забыть или просто не знать;
уф, спать пора.

 

Первоисточник: http://bujhm.livejournal.com/189420.html

 


 

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005