Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

Игорь Белый о мастерских 12-го МДЮФАП

Пишет Игорь Белый (bujhm)
2009-02-01 04:29:00

 

XII детский фестиваль, I тур


     Ну вот, прошли первые два дня очередного московского детско-юношеского фестиваля АП, закончился первый тур - тур открытых мастерских. Как и в прошлом году, мы с Женей Славиной ведём там свою мастерскую.
     Два дня - это 17 и 31 января, в помещении Станции Юных Туристов (СЮТур) на Филях. 
     В первый день было много детей и много мастеров, мы провозились до упора - хотя Костромин всё равно позже всех закончил свою мастерскую. Ну это вообще его такая особенность, у него принято, что на мастерской могут высказываться вообще все, даже те, кто случайно зашёл. Потому всё и затягивается до ночи.
     А во второй день было много детей и мало мастеров, и мы таки оказались последними. Хотя детям было проще - они могли кочевать по кабинетам и успеть показаться всем.
     Ирина Геннадиевна позавчера звонила мне и сообщила два важных факта: а) что Костромин и Матвеенко заняты, а Матюшина перенесли куда-то, так что остаётся только Беленький да мы; б) и что по округам разнёсся загадочный слух, что малым детям надо идти только к Белому-Славиной, поэтому уже выстроилась очередь отсюда и до послезавтра, крепитесь.
     И мы приняли боевую стойку и пришли, все такие готовые. А там случилось чудо: Галя Бургучёва притащила Диму Григорьева и Иру Христианову, а Беленький притащил Фокса. И сразу стало гораздо проще, такой-то кучей.

     Итак, через нашу мастерскую прошло 32 человеко-коллектива, и набрались некоторые наблюдения.


I. Что нынче поют дети

Окуджава ("Давайте восклицать", "На фоне Пушкина", "Живописцы")

Визбор ("Альпинисты", "Манеж")
Берковский ("О собачке Тябе", "Что-то мне недужится")
Никитин ("На далёкой Амазонке", "Резиновый ёжик")
Городницкий ("Атланты", "Тени тундры")
Якушева ("Вечер бродит", "Синие сугробы")
Щербаков ("Балтийские волны", "Прощальная 2")
Люба Хорева ("До свидания", "Девочка на шаре")

Так, Любе привет и поздравление - вошла в школьную обойму классиков (хотя бы в этом сугубо субъективном списке).

Кукин ("За туманом")
Крупп ("Бумажный змей")
Иваси ("Только так")
Митяев ("Родильный дом")
Дулов ("Хромой король")
Лорес ("Искры")
Козловский ("Карасик")
Н. Матвеева ("Река")
Н. Дудкина ("Мон ами")
Филатов-Качан ("Оранжевый кот")
"Мультики", анс. ("Снежная баба")
Суханов ("Сколько полагается")
И. Гольдин ("Карусель")
В. Вотинцева ("Мотыльки")
Е. Ланцберг ("Соловей")
А. Ланцберг ("Я давно не была в лесу")
В. Тиунов ("Мы лежим в густой траве")
Е. Медведева ("Летела утка над Парижем")
Е. Орлова ("Галерея")
К. Вихляев ("Чёрный квадрат")
В. Баранов ("Пельмень")
Л. Алёнкина ("Четыре стены")
Ю. Акулов (?) ("Тонкие пальцы веток")

Ещё отдельные приветы - Жеке и Нюшке Ланцбергам, Верррке (хотя она давно уже и так мэтр), и Кате Медведевой.

Соотношение репертуара "классики - новые имена" - в порядке: 50% примерно.

Цельных авторов песен, по традиции, прискорбно мало: из 32 номеров только 5. Поэтов - 4. Композитор нам, вообще, только один попался. Подавляющее большинство - исполнители.


II. Как нынче поют дети

Волнуются, как обычно. Не парятся только два возраста: либо до 9, либо после 16. Первые просто не видят в ситуации никакого "ужаса", вторые уже умеют себя контролировать. А вот почти все, кто попадает между ними, испытывают какой-то экзистенциальный страх и половину полезной энергии в исполнении песен тратят на то, чтоб вокруг себя выстроить какую-то "защиту от враждебного космоса". Самыми разнообразными способами.

Перед началом второго дня мастерских, на общем вступительном слове я внушительно призвал всех соискателей ни разу не волноваться, тут отметок не ставят и вообще рады самому факту что-то услышать. А если, мол, облажаетесь, то сделайте вид, что так и задумано.
И после этого мы спели с Женей какую-то задорную детскую песню... на кошмарно расстроившейся гитаре (сюрприз! сюрприз!) Дети, надеюсь, правильно поняли пример. Мастера же потом, скрывая ржак, вежливо поинтересовались, какой именно строй был выбран для этой песни - кельтский или индийский? (Правильный ответ - "дзен-строй", то есть, какой судьба дала, а ты под него спел и не парился.)

Вернусь к возрасту 9-16. Его можно назвать просто - "Я?" Правильное взаимодействие с ним тоже довольно очевидно: "Ты!" Но на пути этого взаимодействия расставляются многочисленные препоны, довольно изобретательно. Вот некоторые из них, связанные с исполнением песен.

1. "Спрячусь-ка я за гитару / слова / музыку"

Это самый распространённый способ, потому что самый простой. "Меня тут на самом деле нет, а вот видите - песенка". То есть, вперёд выдвигаются все формальные признаки песни: звук гитары, текст и мелодия. Гитара есть? Есть, вон как долбит от начала до конца, ровно и громко. Текст есть? Есть, произносится чотко и тоже громко. И мелодия - ля-ля, как аффтар написал. Не придерёшься, ну чем не песня?
Понятно, что такое слушать не очень интересно. И тем более печальней, когда прекрасно заметно, что это действительно когда-то было песней, а потом её разломали на кусочки и из этих кусочков сложили мощную башню без дверей. На самом верху башни сидит исполнитель, подглядывает в крошечное окошко и боицца.

Чинить такое непросто. Личность из башни легко не выколупывается - уж во всяком случае смешными призывами "пропустить песню через себя", "спеть от себя" или "представить, о чём поёшь". Это абстрактно и не работает. По крайней мере за время одного разговора на мастерской. Тут нужно показывать исполнителю какой-нибудь кусок его песни, особенно занудный, и предлагать самостоятельно его как-то расцветить.
Самое простое - начинать с гитарного аккомпанемента. Вот тут у тебя долгий и скушный одинаковый чёс. Что ты сделаешь, чтобы изменить его? И на каком месте? Ага, вот тут, значит, можно щипком брать. А почему именно здесь? А где в песне надо сделать тише - на твой взгляд?
Потом сложнее - работа с текстом. Вот в этом месте строка три раза повторяется. Как надо изменить интонацию, чтобы не было одинаково? Или громкость? Откуда я знаю, сам решай, ты же поёшь, не я!
Это долгий и трудоёмкий процесс - постоянно подталкивать человека на какие-то мелкие, но самостоятельные решения по концепции песни. Но постепенно из таких самостоятельно решаемых мелочей вырастает как раз то, что не хватало в песне - личности поющего. Которая умеет уже сама отвечать, почему она поёт так, а не иначе. А это и есть главное в АП.

Следующие препоны связаны скорее с техникой, нежели с психологией.

2. "Молилась ли я на ночь, Дездемона?"

Это забавный эффект, который является частным случаем предыдущего пункта. Или его развитием. Проявляется он в том, что в песне отсутствует драматургия. А её там нет, потому что нет общей авторской интонации песни, от начала и до конца. Интонация же - это свойство той самой личности, которой надо сначала вылезти из башни, а потом не полениться доделать последнюю техническую стадию работы над песней.
Суть её проста. Человек, выходящий с гитарой к зрителям, - это всегда театр. От первого шага по сцене к микрофону, до последнего - за кулисы. Или с первого аккорда до последнего замирающего звука. И поскольку это театр, то на его абстрактной сцене должно что-то происходить. И это что-то неизбежно подчиняется великому закону драматургии: четыре стадии развития и восприятия.
1. Начало
2. Развитие
3. Кульминация
4. Финал
Всё, что происходит в песне, должно быть осознанно вписано в эти стадии. Иначе за исполнителя это сделает зритель, который по-другому не воспринимает. И если зрителю не указать, где что, то он может расставить границы этих стадий так, как сам понимает, а это иногда чревато немалой потерей смысла песни. А иногда даже обидой - если зритель, например, вообще не углядел финала.
Поэтому стоит перед началом работы над песней ещё раз внимательно перечитать её слова (или проиграть мелодию) - и прикинуть, где бы расставить эти опорные драматургические точки. И как это удобнее показать.
На первый взгляд может показаться, что это какие-то ужасные и косные рамки. Легко, например, расписать таким образом какую-нибудь балладу - там сюжет есть, и вся драматургия видна из текста. А если это, скажем, отвязная босса-нова или медитативный нигун, где текста кот наплакал, и он как-то совершенно ни о чём? Или зарисовка о том, что автор видит из окна туманным утром? Где здесь взять историю, чтоб была с началом и кульминацей?
Всё просто. Если это не история по тексту, то это история голоса. Или история гитарного аккомпанемента. Или история интонации - что в итоге и есть самое верное.

Например, что может быть в подобной "зарисовке":
1. Начало - гитарное вступление
2. Развитие - поём тихо, спокойно и ровно
3. Кульминация - поём заливисто и весело
4. Финал - гитарное отступление

Или как можно технически "разграфить" тяжёлую женскую лирику:
1. Начало - поём тихо, тянем хвосты строк
2. Развитие - меняем гитарный аккомпанемент, поём чуть громче
3. Кульминация - поём отрывисто, с паузами, усиливаем артикуляцию
4. Финал - поём с повторами-"эхом" и снова тянем хвосты строк

Или неважно что, вообще:
1. Начало - грусть, печаль, тоска
2. Развитие - слабая надежда на лучшее
3. Кульминация - аааа! всё пропало!!
4. Финал - в общем, все умерли, может быть, заново?

(Важное замечание: начало и финал должны как-то "рифмоваться" друг с другом по техническому решению, любому.)
Вариантов таких раскладов - неисчислимое количество, нужно только понять для себя, где куда что поставить. Можно применять самые неожиданные решения, главное, чтобы границы стадий были как-то ощутимы.
Научиться же этому несложно - надо пробовать самому разглядывать эти стадии в любой услышанной песне. Поёт, скажем, Визбор на записи своё "солнышко" - а вот где там границы этих драматургических стадий? Как он их обозначает? Или Никитин, например. Или вообще Пако де Лусия.

Если же исполнитель не утруждается продумать драматургию песни или считает, что для правильного её понимания она должна быть вся ровной, как доска, то у зрителя, скорее всего, останется в голове мучительная смысловая каша, в которой Дездемона задумчиво душит несчастного мавра.

3. "Тень птицы Про"

Этот эффект - тоже следствие непродуманной песни. Заключается он в том, что интонация, хоть и простраивается, но в пределах ровно одной стихотворной строки. Дальше текст обрывается, как принято в графическом оформлении стихотворений, и его продолжение идёт с новой строчки. С большой буквы.
Это действует на мозг. Исполнитель думает, что это новое предложение - раз оно пишется с новой строки и с большой буквы - и интонационно оформляет эту строку, как законченное предложение - смысловое высказывание. В итоге авторский текст рубится на много мелких цельных предложений, которые набиваются в песню, как пафосные сельди в бочке. Слушатель же после такого произведения откидывается на спинку стула с чётким ощущением, что он недавно переел и что пора бы выйти на перекур. О смысле песни, понятно, говорить уже не приходится, мир его праху.
Чинится такая песня вот как: надо похерить всю привычную стихотворную форму и переписать текст заново, внимательно глядя на знаки препинания. Одно предложение - в одну строку или абзац. Второе предложение - каким бы ни было оно длинным или коротким - тоже в отдельный абзац. А вот затем уже смотреть: где в этом реальном предложении интонация повышается, а где понижается. Запомнить ключевые слова и лишь потом - петь.
В противном случае правые концы строк бывшего текста песни выстроятся в силуэт надгробной плиты, а на всех зрителей ляжет тень птицы Про. Летающей над тундрой (© А. Городницкий).

4. "В деревянном башмаке"

Особенно неожиданно юные исполнители ведут себя в виде дуэтов. Иногда при этом они напоминают японских подростков, известных нам по аниме-культуре. Всем известно, что когда разнополые японские подростки неожиданно видят друг друга вблизи, то они впадают в тяжёлый ступор. А при выходе из этого ступора они обязаны убежать на край света, желательно не оглядываясь.
Некоторые дуэты на первом туре работали именно по такому принципу - стараясь ни в коем случае не смотреть друг на друга, а лучше и вообще - не слышать.
В этом случае песня сильно страдает, потому что бессмысленно раздувается унисоном. Дуэт - это вдвойне театр, и у этого театра на порядок больше средств выражения, чем у одиночки с гитарой. Потому что дуэт должен общаться между собой, а это общение можно показать очень многими способами. Перекидывание текста, поворот головы, наклон к собеседнику, второй голос, интонация "вопрос - ответ", взгляд - всё, что угодно.
Идеальный случай - когда дуэт сам осознанно решает, как бы ему ухитриться и песню спеть, и успеть пообщаться в этом процессе. Для этого надо просто понять, что они оба - "в деревянном башмаке по морю да по реке" и что никуда им с этого башмака не деться, так и пусть это будет в кайф.

5. "Купушка капушонку"

От излишнего волнения некоторые исполнители начинают жить в убыстренном темпе. Им кажется, что они поют с нормальной скоростью, а зрители - все какие-то горячие финские и тормозные. Со стороны, однако, это выглядит иначе: возникает ощущение, что исполнитель настолько желает от робости раствориться на месте, что комкает всю песню или стихотворение, чтоб оно поскорее закончилось.
Это именно ощущение, а не истина. Потому что когда мастер, естественно, просит человека спеть помедленнее, а тот охотно исполняет это пожелание, происходит следующее: растут только паузы между словами. А сами слова по-прежнему пробулькиваются скороговорками.
Это - убыстренный внутренний темп. И важно это понимать, а не пытаться ещё как-то замедлять всю песню - у исполнителя от этого только вылезет странный неуместный пафос, а толку не будет.
Сразу на мастерской это, конешно же, не чинится. Можно только дать практический совет - исполнять на репетициях так, чтобы прочувствовать языком, зубами и губами каждую согласную в каждом слове. Прочувствовать - и запоминать ощущения, сколько влезет. А затем, при всяком волнении на сцене - просто вынимать эти ощущения из памяти. Внутренняя гонка от этого немного тормозится, да и слова меньше съедаются на окончаниях.

6. "Вечерний оммммм"

Характерная ошибка пения (я от неё отучался год). Тоже следствие робости и низкой самооценки. Когда последнее слово в строке оканчивается на гласную, нельзя сразу закрывать рот, пряча голос и превращая последний звук в "ммммм..." Рот должен быть открыт ровно и чётко, допевая гласную до её затихания.
Чтобы это исправить, достаточно всего лишь знать об этом.

7. "Дырочкой в правом боку"

Чтобы как можно сильнее спрятать от слушателей поёмую песню некоторые исполнители предпочитают не открывать нижнюю челюсть. Вообще. Как партизаны. В этом случае они неизбежно звучат какой-то "дырочкой в правом боку", что явно процесс не красит. Или, как раздумчиво заметил Фокс на вечернем обсуждении - "некоторые полагают, что две дырки в носу звучат лучше, чем одна во рту".
Как бы то ни было, при таком способе пенья выходит один гугнёж, который тоже надо чинить. Особенно хорошо это получается у Саши Костромина на мастерских. Саша умеет так раскрывать рот и двигать мимическими мышцами, что все участники его мастерской впадают в благоговейный ступор. После чего исполнителю предлагается повторить увиденное - и даже слабое подобие сашиных лицедвижений уже спасает всё дело.


Ну в общем, такие вот основные обыденные замечания - на всём первом туре. Надеюсь, пригодится.
Мудрость тут не только моя, а ещё и Жени.


III. Кто запомнился

Если говорить о крупных деталях, то это в основном клуб "Форпост". Который прошёл во второй день по нам бурливой талантливой волной. Подозреваю, что целенаправленно.
А если говорить об отдельных замечательных детях, то это лучше сделать после второго тура - микрофонной практики. Которая состоится в ЦАПе 21-22 февраля.

Кто же прошёл на второй тур - у меня лучше не спрашивать. Ирина Геннадиевна всем, кому надо, позвонит и подробно расскажет. Потому как традицию нарушать не след. Увидимся в ЦАПе.

 

[Дмитрий Беленький и Сергей Матвеенко]

[Александр Костромин]

[Евгения Ланцберг и Пётр Термен]

[Михаил Никанорович Комаров, "Мир путешествий"]

[Ответственный секретарь МДЮФАП Ирина Геннадьевна Чижавко и Ответственный секретарь МосГорКонкурса АП Галина Ивановна Бургучёва]

[Евгения Ланцберг и Евгения Славина]

 

[Пётр Термен и его педагог Наталья Быстрова]

 

Первоисточноик: http://bujhm.livejournal.com/392923.html

 


По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005