Музыкальный звук Сначала — о том, что такое звук вообще.
Каждый из нас имеет дело со звуком в первую очередь «в узком смысле», то есть звук — это то, что мы слышим (а вовсе не то, что где-то там колеблется).
Иными словами, звук «в узком смысле» — это не колебания среды сами по себе, а психофизиологическая реакция организмов на эти колебания. Впрочем, колебания среды существуют объективно, и называются звуковыми колебаниями, даже если слушатель отсутствует. |
Рис.1. Колебания среды под воздействием источника звука
|
Говорить о звуке необходимо, учитывая как субъективные свойства воспринимающего человеческого слуха, так и объективно существующие физические свойства колеблющихся тел. |
Рис.2. Схема устройства слухового анализатора человека
|
Сразу оговоримся, что наша «ушная система» воспринимает не только воздушные вибрации, но также и вибрации костей черепа, а формируется ухо в жидкой среде, в первые 4,5 месяца беременности, когда ребёнок плавает в чреве матери в амниотической жидкости, через которую звуковые колебания также весьма успешно передаются. Однако «обычное» слушание осуществляется в основном через воздух. Колебания воздуха представляют собой чередование зон уплотнения с зонами разрежения воздуха, т.е. фактически речь идёт о периодически повторяющихся изменениях плотности воздуха, иначе говоря — меняется количество молекул на единицу объёма. |
Рис.3. Чередование зон уплотнения воздуха с зонами разрежения
|
|
Рис.4. Зоны сжатия и разряжения воздуха, создаваемые вокруг струны. [Арзуманов]
|
|
Рис.5. Зоны сжатия и разряжения воздуха, создаваемые при периодическом колебании струны. [Арзуманов]
|
|
У других живых существ возможности слуха другие, и звуком для них будет являться другая полоса частот: |
Рис.7. Полосы частот, воспринимаемые слухом человека, собаки и кошки |
Понятие «музыкальный звук» — ещё более узкое понятие, чем «звук» вообще.
Ещё древнегреческий философ Протагор (V век до н.э.) сформулировал принцип «Человек есть мера всех вещей». Некоторые звуки воспринимаются человеком как приятные, благозвучные, красивые, а некоторые наоборот — как неприятные, резкие, некрасивые. Некоторым звукам удаётся подпеть, т.е. спеть вместе со звуком так, чтобы создалось ощущение совпадения того, что поётся, с тем, что звучит, а некоторым — другим — звукам подпеть не удаётся. Принято считать, что к музыкальным относятся звуки, имеющие определённую высоту. Высота определяется частотой колебаний.
|
Рис.8. Высокие по частоте звуки [Арзуманов]
Рис.9. Низкие по частоте звуки [Арзуманов] |
Простое колебание можно изобразить на графике в форме синусоиды. Расстояние между пиками по горизонтальной шкале (время) будет соответствовать частоте колебания, а высота по вертикали (амплитуда) — звуковому давлению (субъективо воспринимаемому как громкость звука). |
Рис.10. Изображение звуковой волны в графическом виде в координатах "звуковое давление -- время". [Арзуманов] |
Наряду с высотой, музыкальный звук имеет столь же определённую громкость, соответствующую середине зоны слышимости, а также определённую длительность и тембр. Восприятие звука вообще и музыкального звука в частности определяется изначально самим устройством слухового аппарата человека и в конечном счёте просто законами колебания физических тел, в частности феноменом резонанса. |
Рис.11. Резонанс. [Алдошина, Приттс]
|
Резонансом называется явление взаимного увеличения амплитуд двух колебаний при совпадении частот этих колебаний.
|
|
Существуют две традиции деления звуков на типы. В первой делят на звуки, имеющие чётко выраженную высоту, которые относят к музыкальным, и звуки, выраженной высоты не имеющие, которые считаются шумами.
Шумы имеют непериодическую, хаотическую форму суммарного колебания: |
Рис.14. Форма колебаний "белого" шума. |
Спектр таких колебаний — сплошной, содержит все возможные частоты: |
Рис.15. Спектр белого шума. |
В так называемом «белом» шуме присутствуют в равных пропорциях все возможные звуковые частоты. Природные шумы имеют также сплошной спектр с перекосами в сторону тех или иных частот: |
Рис.16. Спектр природного шума: река |
Рис.17. Спектр природного шума: океанские волны
|
|
Музыкальные звуки имеют периодическую форму колебаний: |
Рис.19. Формы колебаний звука музыкальных инструментов и голоса.
Каждое периодическое колебание сложной формы может быть представлено как сумма некоторого количества простых синусоидальных колебаний:
|
Рис.20 Представление периодического колебания сложной формы в виде суммы простых синусоид.
Каждая из получившихся синусоид есть колебание с одной конкретной частотой, поэтому частотный спектр такого сложного периодического колебания будет дискретным, в нём будут представлены только эти конкретные частоты. Спектры музыкальных звуков содержат только определённый для каждого звука набор частот; каждый столбик на графике соответствует конкретной частоте, а высота столбика — интенсивности звучания этой частоты (линейчатый спектр): |
Рис.21. Спектр звука, издаваемого струной, настроенной на частоту 200 Гц |
В линейчатых спектрах выделяется фундаментальная частота (основной тон, основная собственная частота колебаний звучащего тела, она же 1 гармоника) и обертона — призвуки с частотами выше фундаментальной. Обертона, частоты которых выше фундаментальной в целое число раз, называются гармониками, при этом фундаментальная частота именуется первой гармоникой, последующие кратные нумеруются по порядку. Звуки, в спектре которых присутствует некоторый ряд гармоник, воспринимаются человеком как звуки определённой высоты, т.е. как звуки музыкальные. Обертона могут иметь и негармонические, случайные частоты. Звуки со случайным набором обертонов в качестве музыкальных не воспринимаются, т.к. определить высоту их звучания не удаётся. |
Рис.22. Линейчатый спектр: обертона и гармоники. [Алдошина, Приттс] |
Совокупность и относительная интенсивность обертонов придаёт звучанию определённую окраску, называемую тембром. |
Рис.23 Спектры некоторых музыкальных инструментов.
|
Вынужденные колебания физических тел правильной формы (струны, столба воздуха в трубке и т.п.) образуют дискретный ряд частот, в котором наряду с собственной частотой тела, определяемой его физическими свойствами (в случае струны собственную частоту определяют её длина, сила натяжения и удельная масса), одновременно возникают колебания с частотами ровно в два, три, четыре и т.д. раз большими, чем собственная частота. Происходит это из-за возникновения так называемой «стоячей волны» вследствие резонанса между колебаниями половинок, третей, четвертей и т.д частей струны и приводит к тому, что колебание струны становится весьма сложным, состоящим из одновременного колебания как целой струны, так и всех её кратных частей. http://www.forumklassika.ru/entry.php?b=3865 Рис.24. Струна колеблется всей длиной (фундаментальная частота, 1-я гармоника)
Рис.25. Струна колеблется половинами длины (2-я гармоника).
Рис.26. При сложении колебаний форма суммарного колебания усложняется: совместное колебание 1-й и 2-й гармоник
Рис.27. Струна колеблется третями (3-я гармоника)
Рис.28. Суммарное колебание 1-й, 2-й и 3-й гармоник
И т.д.
|
|
Именно такое сложное колебание образует линейчатый спектр, в котором каждой из частот соответствует свой «столбик» на графике. |
|
Феномен гармоник, т.е. целочисленных соотношений частот, лежит в основе музыки. В частности, основополагающий феномен субъективно воспринимаемого слияния звуков через октаву основан на том, что вторая гармоника имеет частоту ровно в два раза выше, чем первая: звук, настроенный на частоту в два раза выше исходной, сливается с уже звучащей в спектре исходного звука второй гармоникой. Целочисленные соотношения частот лежат в основе натурального, чистого, пифагорейского и других распространённых музыкальных строев. Наряду с гармониками, в реальных звуках обычно присутствуют обертона неопределённой высоты, образующиеся по причине нестрого соответствия реальных физических тел идеально правильной форме. В ряде случаев присутствует и некоторое количество шумов, в частности, в спектре человеческого голоса.
Рис.31. Спектр гармонично звучащего голоса в академической манере [Морозов].
Рис.32. Спектр гласной «а» в голосе Владимира Высоцкого («Идёт охотА…») [Морозов]
Спектр звука колокола занимает промежуточное положение между сплошным и линейчатым спектрами. Звук колокола не является собственно музыкальным, хотя присутствие в спектре двух-трёх близких к гармоникам обертонов позволяет определить высоту виртуального основного тона, хотя сама эта частота в спектре и не выделяется. |
Рис.33. Спектр звука колокола. |
|
|
Слуховой аппарат человека устроен весьма прихотливо и состоит из целого ряда устройств, физические свойства которых оказывают воздействие на восприятие звука. |
Рис.34. Устройство слухового аппарата человека. [Алдошина, Приттс] |
Собственно анализ высоты и тембра (то бишь звуковысотного спектра) тех или иных звуков осуществляет так называемый орган Корти, |
Рис.35. Структура трёх полостей улитки [Алдошина, Приттс] |
и делает он это через посредство анализа формы и положения максимумов, образующихся под воздействием звука на базилярной мембране, которая расположена в улитке внутреннего уха. (На рисунке для лучшего понимания мембрана представлена в развёрнутом до плоского состояния виде; в улитке мембрана, конечно же, свёрнута в спираль.) |
Рис.36. Бегущая волна на базилярной мембране [Алдошина, Приттс] |
Максимумы, образующиеся на базилярной мембране в результате её колебаний, возбуждают нервные окончания, расположенные в органе Корти вдоль всей длины мембраны. Количество нервных окончаний равно по разным данным от 4500 до 24600 штук в интервале от 60 Гц до 20000 Гц, так что разрешающая способность нашего звуковысотного анализатора весьма велика. При этом чувствительные клетки расположены неравномерно по отношению к басовым, средним и высоким частотам: 100 в зоне низких частот, 500 в зоне средних и 24000 в зоне высоких частот. Каждое нервное окончание соединено с корой головного мозга отдельным волокном слухового нерва, и мозг получает из окружающей среды дискретный набор сигналов, каждый из которых означает что-то вроде «получен сигнал с частотой столько-то герц». Ухо работает как аналого-цифровой преобразователь.
Обратим особое внимание на абсолютную природу работы звуковысотного анализатора: каждая частота определяется именно как частота, то есть каждая нота попадает в мозг в уже распознанном и определённом виде. «Абсолютный слух» в принятом терминологическом значении, т.е. способность человека определять и называть, что за нота в данный момент звучит, есть свойство не физиологическое, а социально-благоприобретённое, и относится скорее к проблеме развития музыкальной памяти, чем к собственно анализу высоты звука. Если разобраться, другого слуха, нежели чем абсолютный, просто нет. |
Рис.38. Распределение частот на базилярной мембране. [Алдошина, Приттс]
|
Базилярная мембрана, являясь телом правильной формы, подчиняется тем же всеобщим колебательным законам, как и другие тела — струны, язычки, столбы воздуха в трубах, — образуя колебания сложной формы с образованием гармоник. Если подать на базилярную мембрану звуковой сигнал от генератора, способного воспроизводить чистые колебания с конкретной одной частотой, ухо отреагирует на это построением гармонического ряда частот, кратных исходной. Определено, что основную частоту сложного колебания звуковысотный анализатор способен определить только при наличии в спектре хорошо выраженных 4-й, 5-й и 6-й гармоник. Наличие же этих гармоник вызывает ощущение, что основным тоном является виртуальная 1-я гармоника, даже если в сигнале её физически нет.
Следует иметь в виду, что близко расположенные друг к другу рецепторы вызывают похожую звуковысотную реакцию, что приводит к эффекту т.наз. "зонной природы слуха", при котором конкретная нота воспринимается при звучании некоторой полосы близко расположенных частот.
Рис.39. Зоны частот, соответствующих конкретным нотам.
Звуковые сигналы, преобразованные в нервный импульс, в процессе прохождения по нервным путям в кору головного мозга, подвергаются стандартной процедуре, которая предусмотрена природой для поступающих сигналов от всех рецепторов. Сигналы проходят обработку в ретикулярной формации — сети нейронов, расположенной в среднем мозгу — которая, во-первых, классифицирует поступающие сигналы по степени важности, а во-вторых, активирует работу соответствующих участков коры головного мозга и всей коры в целом.
Рис.40. Ретикулярная формация.
Рис.41. Общая структура нейронных связей в высших отделах слуховой системы. [Алдошина, Приттс] По мнению французского доктора медицины Альфреда Томатиса, «электрический потенциал, создаваемый звуком, также передается в кору головного мозга, заведующую высшими функциями сознания. Таким образом звук питает мозг, а вместе с ним и все тело». |
Литература: 5. Кунин Э. Физические основы гармонического слуха, строения музыкальных интервалов, аккордов и ладов. http://www.all-2music.com/music_physic.html
|