Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СЕМИСТУПЕННЫХ ЛАДОВ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СЕМИСТУПЕННЫХ ЛАДОВ 
ОТ СТРОЯ ЛИРЫ ОРФЕЯ

Лира — один из древнейших струнных музыкальных инструментов. Самые древние лиры найдены археологами в Месопотамии, г. Ур, и датируются примерно 2500 г. до н.э. (Ч.Л.Вулли. Ур халдеев. 1961). 
 
Прообразом всех струнных инструментов является, судя по всему, охотничий лук, тетива которого является классической струной.
В древнегреческой мифологии изобретателем лиры считается бог Гермес, сын Зевса и одной из семи плеяд Майи.
Считается, что лира Гермеса была трёхструнная, а Аполлон приделал четвёртую струну и впоследствии передал четырёхструнную лиру легендарному певцу Орфею. 

В.Д.Порвенков приводит строй лиры Орфея как:
 
В других источниках приводится строй «ми — ля — си — ми1», отличающийся абсолютной высотой звуков, но по интервальной структуре полностью аналогичный строю по В.Порвенкову: струн четыре, крайние состроены в октаву, средние состроены в квинту с крайними (до—соль, фа—до1 либо ми—си, ля—ми1), или, по-другому, крайние состроены в октаву, а соседние в кварту (до—фа, соль—до1 либо ми—ля, си—ми1) (Квинта и кварта — интервалы взаимообращаемые, кварта+квинта=октава).
Что же позволяла делать лира Орфея? Что передали Гермес и Аполлон людям?

Последовательность гармоник 1—6 на струнах лиры была такая (греки нумеровали струны от толстых к тонким):

    1    2    3    4    5    6
    C    c1    g1    c2    e2    g2
    F    f1    c1    f2    a2    c2
    G    g1    d1    g2    h2    d2
    c1    c2    g2    c3    e3    g3


Легко видеть, что 4, 5, 6 гармоники лиры содержат в себе все семь звуков «натурального мажорного звукоряда»: c2 d2 e2 f2 g2 a2 h2, сгруппированные в три приятных для слуха триады, каждая из которых с современных позиций является мажорным трезвучием:


Трезвучия эти существуют не сами по себе, а связаны друг с другом вполне определёнными (опять же современных позиций) взаимоотношениями: это тоническое (C), субдоминантовое (F) и доминантовое (G) трезвучия тональности до мажор. Эти три трезвучия могут образовывать гармоническую (читай — приятную для слуха) последовательность C – F – G – C, создающую впечатление развивающегося музыкального движения, устойчиво заканчивающегося на ноте «до» (с). Например, последовательность c e g f a c g h d c прозвучит приятно для слуха, создаст впечатление музыкального движения и закончится устойчиво на звуке с.
Если расположить звуки 4-5-6 гармоник трёх струн лиры Гермеса в порядке их повышения, мы с интересом обнаружим знакомый звукоряд c d e f g a h — то, что сейчас называется мажорной гаммой.
Семь найденных звуков позволяли играть на лире множество мелодий, столь восхищавших древних людей, впрочем, вполне понятных и современному слушателю. Так, вполне воспроизводимы на лире «Чижик-пыжик», «Маленькой ёлочке холодно зимой», «В лесу родилась ёлочка», «Жил-был у бабушки серенький козлик» и другие мажорные мелодии в пределах октавы. 
Поскольку флажолеты звучат заметно тише открытых струн, вполне логичным следующим шагом было создание семиструнной лиры и настройка её открытых струн в соответствии с обнаруженным семиступенным «флажолетным» звукорядом. Добавление восьмой струны позволило музыканту заканчивать мелодию не только на нижней устойчивой ноте, но и на верхней, на октаву выше.
На самом известном изображении Орфей изображён как раз с восьмиструнной лирой. Левая рука касается струн, в правой виден плектр:

Интересно, что в строе шестиструнной гитары сохранились элементы ещё того, аполлонова строя. Так,  струны состроены друг с другом в кварту, подобно  и  струнам лиры Орфея. Вполне можно флажолетами на V, IV и III ладах сыграть последовательность мажорных трезвучий, т.е. 4, 5 и 6 гармоники:

    V лад, 4 гармоника    IV лад, 5 гармоника    III лад, 6 гармоника
    D    F    A
    A    c#    E
    E    g#    H

И можно сыграть, например, «Чижика-пыжика» — флажолетами, не прижимая струны к ладам, ведь на лире грифа-то не было:
с# a c# a d c# h
e e e f g# a a a

Порвенков В.Д. Акустика и настройка музыкальных инструментов.

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005