2 марта 2021.
Просмотр видеозаписей микрофонной практики 16 февраля.
О синкретизме и идеях М.Анчарова об авторской песне как о синкретической песне :
http://www.ksp-msk.ru/page_29.html.
Из
статьи А.Костромина "НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ ОБ АВТОРСКОЙ ПЕСНЕ":
«Согласно Ю.В. Рождественскому (Введение в культуроведение. М.: Добросвет, 2000. С.85), "разделение содержательных категорий духовной культуры определяется основными категориями философии: справедливостью, красотой, истиной. Между этими основными философскими категориями распределяются содержательные категории духовной культуры:
Из этой таблицы следуют важные отрицательные определения содержательных категорий духовной культуры. Так, мораль не обязательно истинна и прекрасна, но она необходима для устройства отношений между людьми. Эстетика — художественные произведения и художественные нормы (нормы прекрасного) — не обязательно истинна и необязательно справедлива, но сами художественные произведения прекрасны, ибо вызывают наслаждение. Позитивные знания содержат истину, но эта истина не обязательно прекрасна и нередко несправедлива.
Данные общеизвестные различия обусловлены тем, что духовная культура истолковывает отношения человека к себе подобным, к миру и самому себе. Поэтому истина, красота и справедливость — разные аспекты духовной культуры, выделяемые по отношению к формам фиксации духовной культуры. Так, прекрасное проявляется в прикладных и неприкладных искусствах и в словесном искусстве, истинное проявляется в речевых произведениях, средствах счета, средствах прогностики и техническом творчестве, в прикладных искусствах, а справедливость проявляется в речевых произведениях, обрядах, играх и в управлении. Это различие в семиотических средствах дает различие в возможностях выражения содержания. Поэтому красота, справедливость и истина то согласуются, то рассогласуются в процессе развития культуры".
Отметим попутно, что одновременная фиксация прекрасного, справедливого и истинного возможна только в словесных и речевых произведениях.
Далее Ю.В. Рождественский пишет:
"На начальной стадии развития фольклорная художественная культура синкретична. С точки зрения формы синкретизм есть сосуществование архитектуры, дизайна предметов быта и средств транспорта, костюма (или татуировки), орнаментики и изобразительного искусства, музыки, танца и пантомимы и словесного искусства.
С точки зрения содержания в синкретичном искусстве соединяются прекрасное, справедливое и истинное. Образы синкретичного искусства устроены так, что все три критерия применимы к ним одновременно". (Цитируемое издание, с.116. Подчеркивание моё. — АК)
Таким образом, синкретическое произведение сочетает в себе науку, мораль (религию) и эстетику, или, другими словами, истину, добро и красоту или же информацию, справедливость и красоту. "Что" делается, "как" делается и "зачем" делается составляют неразделимое целое».
Как-то на Летней школе АП под Сергиевым Посадом мы на занятиях с детьми развлекались с понятием "синкретическая песня". Каждую из произвольно выбранных песен предлагалось определить по категориям "истина (информация)", "красота (эстетика)", "справедливость (мораль)", по пятибалльной шкале. Занятие оказалось весьма интересным, хотя оценки у разных людей зачастую не совпадали (что естественно). "Для себя" при работе над конкретной песней подобную оценку произвести полезно.