Поздравляю всех педагогов и учащихся гитарных школ в авторской песне со славным юбилеем! Ровно пятьдесят лет тому в агитпункте по адресу Профсоюзная улица дом 98 корп.1 вход с торца (сейчас там Совет ветеранов) состоялось первое занятие Гитарной школы КСП, получившей впоследствии название Беляевской школы по названию ближайшей станции метро.
в 1975 году, поздней осенью, два активных КСПшника — Александр Наседкин и Юрий Коновалов — на кухне, по-моему, у Юры Коновалова пришли к идее, что надо делать большую, хорошую гитарную школу, не зависимую ни от горклуба и ни от чего. Предложили мне заняться этой работой. Я растерянно согласился. После чего усилиями этих двух людей было найдено место, где можно было расположить такую гитарную школу. Это был агитпункт рядом со станцией метро «Беляево».
Наученный опытом своей работы в МГУ, я уже знал, что нужно вести занятия по крайней мере в двух классах: для начинающих и для продолжающих. Понимая, что один в поле не воин, я стал думать о том, какова должна быть система и кто бы мог заняться этим. И в первую очередь подумал об Александре Евстигнееве, одном из наиболее любимых мною тогда гитаристов-аранжировщиков авторской песни. В его руках простые окуджавские и егоровские произведения начинали звучать гитарно интересно, с какими-то наворотами, что сейчас уже является общим местом, но тогда ещё было в диковинку. Он и стал у нас главным гитаристом, ибо вёл группу продолжающих, а я вёл группу начинающих. Первое занятие в Беляевской школе состоялось 24 ноября 1975 года.
Понимая, что без основы, без базы данных по песенному материалу, то есть без библиотеки, существование школы невозможно, ибо основная задача — накопление и передача информации от тех, кто знает, к тем, кто не знает, я обратился к Димитрию Соколову с предложением возглавить библиотечный отдел Беляевской школы, на что он радостно согласился. И в назначенные библиотечные дни Дим Палыч притаскивал огромный рюкзак со всякой бумагой, в которой все желающие могли что-либо искать. Но стройной системы по созданию базы, в которой можно было найти любое интересующее тебя произведение, тогда создать не удалось (как, впрочем, не удалось создать эту систему и до сей поры), в частности, и потому, что Дима взял на себя множество организаторских функций, став фактически исполнительным директором школы.
Занятия проводились раз в неделю — если я правильно помню, по понедельникам, поскольку через некоторое время возникло забавное неформальное движение внутри этой гитарной школы — небольшие слёты в Подмосковье под названием «Доживём до понедельника». Агитпункт вмещал одновременно до ста двадцати человек и обычно бывал набит практически битком.
Вскоре в школе стал преподавать и Вилен Барский, который многим сейчас совершенно неизвестен, а тогда был одним из заметных педагогов этого жанра. Занятия для начинающих проводились большей частью в форме лекционной, но потом я в свойственной себе манере ткнул пальцем в показавшиеся мне наиболее подходящими для этой работы фигуры из класса продолжающих и предложил им распределить начинающих учащихся между собой. Что и было сделано, и некоторое время форма занятий в начальном классе была лекционно-семинарская, причем «профессор» Костромин читал лекции, а педагоги «классом пожиже» (ни более, ни менее как Виктор Кузнецов, Андрей Сажин и т. п.) разводили учащихся по малым группам и беседовали с ними более конкретно.
Постепенно в Беляевской школе создались такие условия, в которых могли самозарождаться творческие единицы. И они самозарождались. Вот, например, как образовался знаменитый ансамбль «Скай». Вышеупомянутый Андрей Сажин привёл с МГУ, где он тогда учился, Олю Муратову и Лену Чебан. В классе продолжающих они познакомились с Димой Богдановым. На биофаке МГУ была агитбригада, а в ней — непременные вокальные ансамбли, которые еще со времен Ляли Розановой и Мити Сахарова в агитпоходах пели преимущественно авторскую песню. Женские ансамбли назывались «ЖАНС», мужские «МАНС», а смешанные, естественно, — «ЖМАНС». Так вот «ЖМАНС», созданный для одного из агитпоходов, и перерос в ансамбль «Скай». В моем дневнике запись: «3 апреля 1978 г. В ШГ «Беляево» — так называемая репетиция (прогон) концерта, намеченного на 13 апреля в ИПУ. <...> У А. Сажина — новый квартет, весьма ничего».
Тут же квартет приметил и приветил Женя Кустовский из группы SCO, по совместительству кандидат музыковедения, который вёл у нас спецкурс по нотной записи песен с фонограмм, так называемой расшифровке. Кустовский взялся за художественное руководство ансамблем. А песня С. Смирнова на стихи Р. Л. Стивенсона «Спой мне о том, кто уплыл на Скай», входившая в учебный репертуар «Беляева», дала название новообразованному коллективу, сменив первоначальное маловразумительное «Anqan».
Естественно, нелегальное образование, подобное «Беляеву», в те времена долго просуществовать не могло. И однажды помещение гитарной школы оказалось запертым, замок был заменен. Случилось это 10 апреля 1978 года — как раз к этому дню в школе было подготовлено занятие по песням биофака МГУ, и Вера Парфентьева привела Дмитрия Сухарева – легендарного основоположника агитбригады биофака. На дверях, по-моему, не было даже никаких объявлений, но через некоторое время пришёл какой-то человек и сказал, что в связи с нарушением пожарной безопасности занятия отменяются.
https://www.ksp-msk.ru/page_433.htmlВот один из архивных документов: план-конспект первого занятия, написанный А.Костроминым по дороге в метро.