Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

Настройка гитары по флажолетам

Настройка гитары по флажолетам. Происхождение семиступенных ладов от лиры Орфея.
Согласно древнегреческой мифологии, первыми музыкальными инструментами в истории были духовые, в частности тростниковая флейта сиринга. В сиринге высота тона каждой из трубок определяется её размерами. Ещё одним столь же древним простейшим инструментом является рог — полый коровий или козий рог со срезанным концом. Современным аналогом рога является горн (фанфара), представляющий собой простую трубку, свёрнутую в овал исключительно с целью уменьшить её размеры для удобства манипуляций. Пионерский горн, так же как и его исторический предок рог, способен издавать звуки исключительно за счёт резонирования на собственных частотах, зависящих только от размеров трубки. Задаваемая губами (амбюшюр) частота вызывает резонанс собственных частот столба воздуха, заключённого в трубке. Изменяя задающую частоту амбюшюра, можно выдувать из горна частоты основного тона и более высоких гармоник — октавы, квинты через октаву, большой терции через октаву. Известные пионерские сигналы «бери ложку, бери хлеб и садися за обед», «спать, спать по палатам», «вставай, вставай дружок» и аналогичные сигналы более длинных фанфар составлены именно из 3, 4 и 5 гармоник столба воздуха, заключённого в объёме горна.
Нет никаких оснований полагать, что древнегреческие рога звучали как-то иначе и что мелодии, подобные пионерским сигналам, не были известны древним грекам ещё до изобретения струнных инструментов.
Прямым аналогом звуков горна для струнных инструментов, в частности для гитары, являются флажолеты.

При стандартной схеме настройки левая рука поочерёдно то прижимает нужную струну на соответствующем ладу, то, отпустив струну, крутит колки. Звук струны можно будет услышать только после того, как левая рука вернётся на струну. Удобным свойством флажолетов является то, что для их звучания не нужно что-либо прижимать, обе руки после извлечения флажолета освобождаются. Поэтому левой рукой можно крутить колки, одновременно прислушиваясь к меняющейся высоте звука.
При извлечении флажолетов соблюдайте следующие правила:
1. К струне в нужной точке необходимо только прикоснуться (пальцем левой руки). Нельзя нажимать на струну, линия струны должна оставаться прямой.
2. Палец должен прикасаться к струне точно над указанным ладом (порожком).
3. Правой рукой извлекайте звук с силой, большим пальцем p, приёмом апойандо, т.е. при ударе палец соскальзывает со струны и упирается в соседнюю.
4. Извлекайте звук ближе к подставке, в 5-7 см от неё.
5. После извлечения флажолета правой рукой, палец левой руки поднимите над струной. Убирайте палец не слишком быстро, без рывков и суеты, но надолго на струне не оставляйте.
При настройке по флажолетам используются как правило 3 и 4 гармоники, извлекаемые как флажолеты на VII и V ладах соответственно.


Схема расположения флажолетов на грифе гитары


Изображение

Международным эталоном для ноты ля первой октавы принята частота 440 герц. Эту частоту традиционно определяют с помощью камертона. Наиболее стабильно работает металлический вилочковый камертон.

План настройки гитары


1. Настроить 4 струну таким образом, чтобы флажолет 4 струны на VII ладу звучал в унисон с камертоном ля 440 Гц.
2. По настроенной 4 струне настроить 5 струну: флажолет 5 струны на V ладу состраивается в унисон с флажолетом 4 струны на VII ладу. Так как оба звука должны соответствовать ноте ля 440 Гц, уместно контролировать их оба по камертону. (Способ состройки соседних струн по флажолетам на V VII ладах является основным при настройке по флажолетам. Удобно при этом прикасаться к точке над V ладом более низкой струны указательным пальцем, а к точке над VII ладом соседней более высокой струны — мизинцем (расслабленная левая рука приблизительно так и располагается над струнами).
3. Состроить 3 струну с ранее настроенной 4 струной, состроив в унисон флажолет на VII ладу 3 струны с флажолетом на V ладу 4 струны.
4. Состроить 6 струну с ранее настроенной 5 струной, состроив в унисон флажолет на VII ладу 5 струны с флажолетом на V ладу 6 струны.
5. Настроить 1 струну, состроив её в унисон с флажолетом на VII ладу ранее настроенной 5 струны.
6. Настроить 2 струну, состроив её в унисон с флажолетом на VII ладу ранее настроенной 6 струны.
Таким образом удаётся настроить все шесть струн гитары, ни разу не прижав их к ладам. Этот способ полезен также и тем, что исключает возможные неточности разметки ладов на грифе.
Пункты 2, 3, 4, 5 и 6 полезно при игре (между произведениями) периодически повторять, отслеживая возможную расстройку инструмента.
Дополнительно рекомендуется проверять строй, сравнивая флажолеты с прижатыми струнами:
1. Флажолет 4 струны на VII ладу с 1 струной, прижатой на V ладу. Это нота ля 440 Гц, так что сверка с камертоном уместна.
2. Флажолет 6 струны на VII ладу с 4 струной, прижатой на IX ладу.
3. Флажолет 5 струны на VII ладу с 3 струной, прижатой на IX ладу.
4. Флажолет 4 струны на VII ладу со 2 струной, прижатой на X ладу.
5. Флажолет 3 струны на VII ладу с 1 струной, прижатой на X ладу.
6. Флажолет 6 струны на XII ладу с 4 струной, прижатой на II ладу.
7. Флажолет 5 струны на XII ладу с 3 струной, прижатой на II ладу.
8. Флажолет 4 струны на XII ладу со 2 струной, прижатой на III ладу.
9. Флажолет 3 струны на XII ладу с 1 струной, прижатой на III ладу.
См. также статью А.Костромина «И всё-таки — настройте гитару!»

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005