Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

КЛУБ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ПЕСНИ (КСП) // Неформальная Россия.– М.: Мол. гвардия, 1990.

 

 

/265/ КЛУБ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ПЕСНИ (КСП)

 

Движение клубов самодеятельной песни зародилось в конце 50-х годов. В 1959 году прошел первый песенный фестиваль, организованный студентами МЭИ (участвовали 5 вузов –  около 30 человек). Ранее, начиная с 1958 года, в разных вузах стали возникать группы самодеятельной песни, а при советах по туризму фактически велась клубная работа.

Фестиваль 1959 года положил начало традиции ежегодных фестивалей самодеятельной песни. К концу 60-х в них участвовало до 23 групп (500 человек). Клубы и группы в то время возникали как объединения авторов и сольных исполнителей («Восток», «Ленинград», 1961), но чаще как любительские объединения слушателей, коллекционеров записей, любителей исполнительского круга. С самого начала КСП существовал одновременно как движение и как жанр устной поэзии, не имею/266/щий аналогов. КСП взял на себя воспитательные функции, направленные на развитие туристских навыков (выезды с ночевкой в лес, близкие походы), чувства товарищества, особого «лесного братства»; формирование определенного эстетического вкуса. В творчестве отражался ряд настроений, направлений, постоянно переплетающихся между собой – песни туристские (Ю. Визбор, Б. Вахнюк, А. Крупп), политизированные в том числе «лагерные» (А. Галич, Ю. Ким, В. Туриянский), социальные, использование традиции городского романса, дворовых компаний, лирические. Деление это условно ввиду слабости самоанализа внутри самого КСП.

Московский клуб был создан при объединении двух инициативных групп – Г. Захаровой и С. Чеснокова в октябре 1966 года. Первый московский слет прошел 8 мая 1967 года, первый официальный концерт – чуть ранее, 20 октября 1966 года. Начиная с весны 1967 года слеты КСП в подмосковных лесах стали проходить дважды в год – весной и осенью. Не имея официального статуса (решение этого вопроса тянулось в МГСПС и МГК ВЛКСМ многие годы), горклуб не только проводил мероприятия, но и стал главным организатором первой всесоюзной конференции по проблемам самодеятельного песенного творчества, прошедшей 20-23 мая 1967 года близ Петушков (Владимирская обл.). Конференция не только способствовала утверждению нового жанра, но и укрепила связи между городами; была начата работа по созданию федерации и принято решение о проведении всесоюзного фестиваля.

Этот фестиваль прошел в марте 1968 года на базе клуба «Под интегралом» академгородка. Восторженный прием А. А. Галича спровоцировал волну погромных газетных публикаций как против движения в целом, так и против конкретных бардов (Галич, Юл. Ким и др.). Жанр исчез из официальных каналов, клубы подверглись административному разгрому. Клуб «Под интегра/267/лом» был запрещен. Московский горклуб лишился помещения, его организаторов вызывали в различные инстанции вплоть до ЦК КПСС. 30 августа 1969 года первый секретарь МГК ВЛКСМ сообщил о ликвидации клуба.

Однако, несмотря на запрет, дважды в год проводились горслеты, ставшие закрытыми (нелегальными). Организовывались концерты и перезаписи. Несмотря на то, что участие в КСП сулило неприятности, начался численный рост движения. Проходили фестивали «Лефортово» (запрещен в 1974 г.) и «Москворечье», был выпущен официальный сборник «Как надежна 3емля».

Весной 1974 года МГК ВЛКСМ по собственной инициативе обратился к лидерам КСП с предложением о сотрудничестве. XV слет проходил под эгидой и при технической помощи МГК ВЛКСМ и МГСПС. (Участвовало 900 человек из 40 групп. Ранее на ХIV слете осенью 1973 года было принято решение расширить число участников движения, открыв двери всем желающим.) 13 марта 1975 года МГК ВЛКСМ и МГСПС официально утвердили городской клуб КСП, однако помещение он получил только в 1978 году (ул. Трофимова, 33). В свою очередь, клубу пришлось согласиться на определенный контроль (система «литовки») и вывод из руководства лиц, связанных с «диссидентами» (альманах «Поиски»). Аналогичные процессы произошли и в других городах страны.

Возобновилась работа «Союза КСП». Роль всесоюзного фестиваля стал играть Грушинский фестиваль, проведенный под Куйбышевом в 1969 году (назван в память В. Грушина, туриста, погибшего при спасении детей). В конце 70-х этот фестиваль собирал более 100 тысяч человек. Вообще для этого периода характерен бурный численный рост движения (основной состав – студенты, научные работники, техническая интеллигенция). Появилась новая творческая форма – «приветствие» – развлекательная программа-спектакль /268/ группы (часто злободневная, сатирическая). Увеличилось число исполнителей – людей, поющих и пишущих стихи. Появился гимн – песни Б. Окуджавы («Старинная студенческая», «Поднявший меч на наш союз»), самодеятельная символика (изготовляемая нелегально) – нарукавные эмблемы групп и слетов. Флаги: официальной эмблемой стал колокол с языком в виде гитары. Устраивались факельные шествия, появился жаргон и прозвища. Начиная с 1975 года в московском клубе складывается система «кустов» как промежуточного звена для управления клубами и группами (к началу 80-х годов число «кустов» выросло с 15 до 22. Они объединяли около 200 групп). С 1978 года вместо двух горслетов в год проводится один (число участников возросло: 2,5-12 тысяч человек).

Новый поворот приняли события после «обострения международной обстановки» в конце 1979 года. В 1980 году был закрыт Грушинский фестиваль. Одновременно с событиями в Польше в июле 1981 года начался разгон московского клуба, практикование репрессивных мер. С бардами провели профилактические беседы, в результате часть получила «зеленую улицу», а часть была лишена возможности выступлений. Полного запрета, однако, не было. В ряде городов отношение к КСП оставалось благожелательным. Тем не менее, в 1982-1985 годах не было абонементных циклов бардов, число официальных концертов сократилось, что привело к распространению полулегальных, квартирных концертов. Городские слеты были закрыты до 1986 года. Контролирующие организации выдвигали массу ультимативных, зачастую противоречивых требований при категорическом отказе от каких-либо твердых обязательств. За этот период произошло формирование системы «регионов» – объединений нескольких кустов. Сложилась бюрократическая структура внутри движения. Произошла «кристаллизация» жанра, не допускающая отклонения в сторону (А. Розенбаум, В. Певзнер). /269/ В больших количествах распространялся «самиздат» – как стихи, так и иные художественные произведения.

В 1986 году произошла леализация КСП. Провозглашен официальный отказ от «литовки» (на деле не всегда выполнявшийся на местах). Московский горклуб в настоящее время имеет помещение – в ДК имени Горбунова на площади Киевского вокзала, штат, счет в банке и т. п. Он сотрудничает с некоторыми издательствами Москвы, фирмой «Мелодия», проводит концерты, конкурсы, абонементы. С 1986 года организуется праздник авторской песни в ЦПКиО, проводятся ежегодные горслеты. Обсуждается вопрос о создании Всесоюзного центра авторской песни. Нет фиксированного членства в горклубе (со взносами). Число членов превышает 2000 человек. Штатный директор – И. Алексеева, лидеры А. Гербовицкий и И. Каримов. Издается газета «Менестрель» в 200-х экземлярах.

Московский клуб включает 5 «регионов», 20 – 25 «кустов», превратившихся за 13 лет своего существования из формального объединения территориально близких групп («Лефортово», «Разгуляй», «Воробьевка», «Сокол») в самостоятельные организации, с автономным членством (нефиксируемым), собственными помещениями, материальной базой, концертными абонементами, гитарными школами и т. д. Наиболее авторитетные «кусты» этого клуба обладают индивидуальным стилем, четкой эстетической позицией. Такая федеративная структура позволяет развивать различные модели КСП, избегать конфликтов внутри движения; с другой стороны, избегаются типичные трудности многоклубных городов, где официальные инстанции склонны иметь дело с выбранными ими лидерами. Имеются внекустовые группы, авторская секция. Существует ряд объединений, не входящих в горклуб – клуб туристской песни (КТП), студия Евстигнеева, клубы «Ау», «Атас», /270/ «СКО» и др., общей численностью около 300 человек. Вместе с горклубом они образуют Московский «регион».

В настоящее время группы КСП известны приблизительно в 200 городах, численность отдельных клубов не превышает 100 человек. Они объединены в 16 «регионов». Москва и Ленинград выделены в отдельные «регионы». Председатели «регионов» вместе с Московской рабочей группой (5 человек) образуют Всесоюзный совет КСП (сопредседатели: Б. Бурда. И. Каримов, В. Медянцев, А. Шипов). Силами ВС КСП организованы I (сентябрь 1986 г.) и II (октябрь 1988 г., Таллинн) всесоюзные фестивали КСП. Возобновлены Грушинские фестивали, нередко, однако, находящиеся под угрозой срыва.

В последние годы большой популярностью пользуются летние лагеря КСП. Наиболее известны – «Борзовка» (орг. Ю. Черноморченко, Керчь), «Буян» (А. Аршинов, Казань), «Кабачок» (В. Ланцберг, Туапсе). Проходят региональные слеты – Минск, Прибалтика.

В некоторых городах взаимоотношения с местными властями остаются сложными. Так, например, произошел очередной погром в Киеве; клубу «Лоза» в Тбилиси и некоторым авторам в Баку приходится сталкиваться с непониманием со стороны местного руководства. Огромную роль здесь играет русскоязычность авторской песни.

В Москве впервые за всю историю КСП главными проблемами стали внутренние – утрата единой идейной и эстетической платформы, каковой было противостояние официальной эстраде, утрата монополии на социальную откровенность, гражданскую смелость, неумение ведущих функционеров работать в новых условиях и как следствие воспроизведение внутри клуба худших образчиков комсомольского стиля; увлечение парадны/271/ми мероприятиями, сборными концертами и шоу – и отчуждение ведущих бардов от движения.

Потерпев неудачу в 1987 году в образовании союза авторов, группа ведущих бардов (А. Мирзоян, Ю. Лорес и др. – бывшее Первое творческое объединение) образовала Театр авторской песни. Сосредоточив большинство политически зрелых авторов, ТАП ведет активную пропаганду «золотого фонда» КСП, однако не способен взять на себя роль политического лидера внутри движения. Обращает внимание куст «МИДиез» («Маркиз и друзья и его знакомые»), который проводит только песенные слеты определенного направления; его силами издается газета в 20 экземплярах, но из-за отсутствия «литовки» срываются договоры с типографией. Отдельно работает группа «Прямая речь», готовящая политизированные программы с включением песен, стихов, документов; работа проводится в городе. Значительную часть рядовых участников КСП наряду со студенчеством составляет «новая волна» – «тусовщики» с Арбата, «спедоки» (специнтуристы) с низкими интеллектуальными запросами. Наблюдается размывание традиции «лесного братства». Происходит уменьшение численности КСП, выход из движения «стариков». Несмотря на политизированное воспитание КСПэшников, большинство занимает нейтральную позицию по отношению к «неформальному» движению.

 

Неформальная Россия: О «неформальных» политизированных движениях и группах в РСФСР (опыт справочника) / Сост., авт. вступ. ст. и науч. ред. В.Березовский, Н.Кротов. – М.: Мол. гвардия, 1990.

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005