17 декабря 2024.Разминка, распевка. Разбор аккомпанемента песни Анатолия Загота на стихи Дмитрия Кедрина «Зимняя» («Экой снег, какой глубокий!...» Тональность Gm, 4/4. В штрихе правой руки применяется приём «расгеадо», техника исполнения. Анализ входящих в состав песни аккордов.
Анатолий Загот. Зимняя
https://www.ksp-msk.ru/uploads/files/5655_1736369717/ekoj_sneg.mp3«Аккорд» – это три и более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
«Терция» -- «третья» (итал.), третья ступень (по умолчанию вверх) от исходной.
«Ступень» -- термин для обозначения входящих в ту или иную семиступенную гамму нот в порядке их повышения от основного тона.
«Гамма» – обобщённое выражение мелодии данной песни.
Лад с последовательностью интервалов тон—полутон—тон—тон—полутон—тон—тон, именуемый в наше время натуральным минорным ладом.
Построение аккордов на ступенях мажорного лада было рассмотрено на занятии 12 ноября 2024.
Песня заканчивается на ноте "соль", звучит при этом минорный аккорд Gm. Определяем тональность как соль минор.
Гамма натурального соль минора: g a b c d eb f g
Построение трезвучий на ступенях натурального соль минора даёт следующий ряд аккордов:
I - g b d -- соль минор Gm
II - a c eb -- ля уменьшенный Am5-
III - b d f -- си бемоль мажор B
IV - c eb g -- до минор Cm
V - d f a -- ре минор Dm
VI - eb g b --ми бемоль мажор Eb
VII - f a c -- фа мажор F
Три главных трезвучия натурального минора, I, IV и V, оказываются минорными, включая ми минор на V ступени. В сложившейся практике (и как бы под влиянием мелодических оборотов, звучащих в мажорных произведениях) на V ступени обычно строится не минорное, а мажорное трезвучие. В тональности соль минор это будет ре мажорное трезвучие d f# a. Ноты фа диез в исходной гамме не было. Разновидность минорного лада, в котором повышена VII ступень (тон—полутон—тон—тон—полутон—полтора тона—полутон, в нашем случае g a b c d eb f# g) называется "гармонический минор" и применяется при гармонизации минорных произведений как основная. Т.е. обыкновенно три главных трезвучия в миноре I минор, IV минор и V мажор. Увеличенная секунда в полтора тона между VI и VII ступенями звучит странновато, гармонический минор в мелодиях звучит редко.
Разновидность минорного лада, в котором мелодия к верхней тонике идёт как бы по мажорной гамме (тон—полутон—тон—тон—тон — тон—полутон, в нашем случае g a b c d e f# g) звучит весьма убедительно и носит название "мелодический минор". Аккорды на ступенях мелодического минора обычно не строятся, используется мелодический минор в соответствии с наименованием в мелодиях. Мелодии в миноре чаще всего соответствуют формуле "вниз по натуральному, вверх по мелодическому", основные трезвучия строятся по гармоническому минору. Параллельный мажор при этом игнорирует повышение ступеней и строится также как натуральный (III VI VII, в нашем случае B Eb F).
Чаще всего в песнях одной тональностью не обходятся. Кратковременные переходы из исходной тональности в какую-либо другую именуются "отклонениями", длительные изменения тональности -- "модуляциями".
Отклонения встречаются гораздо чаще, чем предполагает обыденное сознание. Например, распространённый "дворовый" оборот Am -- A7 -- Dm -- E7 -- Am содержит отклонение в тональность Dm. появление аккорда A7 в ля миноре невозможно, а в ре миноре совершенно естественно (Dm Gm A7 Dm). Точно так же, часто встречающийся оборот Am H7 E7 Am содержит отклонение в тональность E (E A H7 E), "двойная доминанта" = "доминанта к тональности доминанты". В общем случае появление в аккомпанементе аккордов типа N7 (доминантсептаккордов, малых мажорных септаккордов) свидетельствует о появлении той тональности, в которой этот N7 являлся бы построенным на V ступени.
В рассматриваемой песне наличествуют оба подобных отклонения:
Gm
G7 Cm
в более полном виде это Fm6 G7 Cm, при этом Fm6 -- "Двойная субдоминантна", "субдоминанта к тональности субдоминанты".
Cm
A7 D7, A7 -- двойная доминанта.