Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM Сообщения: 3229 Откуда: Москва
16 октября 2018. Занятие посвящено вопросам глушения звука при игре боем и пальцами. Э.Артемьев: «Музыка — это тишина, изредка прерываемая звуками». Техника правой руки в песне А.Городницкого «Атланты» -- заглушка ребром ладони правой руки, удары простые и арпеджированные. Разобран аккомпанемент к песне С.Смирнова на стихи Вл.Лифшица «Про Тимошу»
_________________ Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?
Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM Сообщения: 3229 Откуда: Москва
6 ноября 2018. Мимическая гимнастика. Тема: резонанс как основа музыкального звука. Колебания столба воздуха в трубе. Колебания верёвки-прыгалки: собственная частота колебаний зависит только от длины. Удвоение задающей частоты (т.е. скорости вращения верёвки руками) приводит к образованию колебаний двух половин верёвки. Уравнение струны: частота обратно пропорциональна длине струны и корню её линейной массы и прямо пропорциональна корню из силы натяжения:
Колебания струны, снятые айфоном:
Гармоники струны.
Извлечение гармоник способом «флажолетов». Первичная музыка как последовательность звуков гармоник 3, 4 и 5. Пионерские сигналы, играемые на пионерском горне как последовательность гармоник. Песня Сергея Никитина на стихи Сергея Крылова «Маленький трубач» со вступлением на флажолетах.
_________________ Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?
Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM Сообщения: 3229 Откуда: Москва
20 ноября 2018 г. Занятие посвящено обзору/повторению пройденного по теме «Аккорды». 1. Определение аккорда. «Аккорд — это три или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям». («Могут быть расположены по терциям» при переносе тех или иных звуков на октаву вверх или вниз. ) 2. Терция — итальянское слово, переводится как «третья». В музыке имеет три значения: а) третья ступень гаммы (например, e в cdefgah); б) третья ступень вверх или вниз от исходной (любой) ступени гаммы; в) интервал между ступенями гаммы, отстоящими друг от друга на три ступени. Понятие «терция» в любом значении неотделимо от понятия «гамма». 3. «Синтетический» способ построения аккордов исходит из того, что в пределах европейской миноро-мажорной системы ладов активно используются два вида терций — большая терция в четыре полутона (б3=4х1/2 т) и малая терция в три полутона (м3=3х1/2 т).
При построении аккордов построение терций осуществляется только снизу вверх.
Аккорды из трёх расположенных по терциям звуков называются трезвучиями. Они также называются квинтаккордами, поскольку между крайними звуками трезвучия получается интервал в пять ступеней, именуемый «квинта», т.е. «пятая» по итальянски. Из двух видов терций возможно построить четыре вида трезвучий.
Аккорды из четырёх расположенных по терциям звуков называются септаккордами, поскольку между крайними звуками четырёхзвучного аккорда получается интервал в семь ступеней, именуемый «септима», т.е. «седьмая» по-итальянски. Из двух видов терций теоретически возможно построить восемь видов септаккордов.
Аккорд б3+б3+б3 фактически септаккордом не оказывается, поскольку получающийся между крайними звуками интервал — увеличенная септима — оказывается энгармонически равным октаве, аккорд вырождается в трезвучие.
Аккорды из пяти расположенных по терциям звуков называются нонаккордами, поскольку между крайними звуками пятизвучного аккорда получается интервал в девять ступеней, именуемый «нона», т.е. «девятая» по-итальянски. Обозначаются как N9 либо N7/9 (N — нота, от которой строится аккорд).
Аккорды из шести расположенных по терциям звуков называются ундецимаккордами, поскольку между крайними звуками шестизвучного аккорда получается интервал в одиннадцать ступеней, именуемый «ундецима», т.е. «одиннадцатая» по-итальянски. Обозначаются как N11 либо N7/9/11.
Аккорды из семи расположенных по терциям звуков называются терцдецимаккордами, поскольку между крайними звуками семизвучного аккорда получается интервал в тринадцать ступеней, именуемый «терцдецима», т.е. «тринадцатая» по-итальянски. Обозначаются как N13 либо N7/9/11/13.
Поскольку в терцдецимаккорде задействованы все семь звуков гаммы, дальнейшее увеличение количества звуков в аккорде в миноро-мажорной системе невозможно.
Попутно отметим, что на шестиструнной гитаре исполнить семизвучный аккорд невозможно, и терцдецимаккорды принято исполнять с пропуском некоторых ступеней (5, 7, 9…). Часто нон-, ундецим-, терцдецим-аккорды исполняются в сокращённом виде — в виде трезвучия с добавленной к нему либо ноной, либо ундецимой, либо терцдецимой. Для обозначения таких неполных аккордов существует обозначение N add Z (N — нота, от которой строится аккорд, Z — добавленный интервал; например C add 9, Cm add 13 и т.п.)
Все цифровые индексы, используемые в буквенно-цифровой системе, обозначают соответствующие интервалы (не ступени!) вверх от основного тона — смотри таблицу интервалов в пределах двух октав.
Во избежание путаницы рекомендуется выписывать все участвующие в аккорде интервалы от септимы и выше.
«Генетический» способ построения аккордов подразумевает, что само понятие «аккорд» есть многоголосное созвучие, неразрывно связанное с мелодией и с гаммой как обобщённым выражением мелодии. Все и всякие аккорды строятся из нот, входящих в гамму. Каждая из входящих в гамму нот может стать основанием аккорда. Иначе говоря, аккорды строятся на ступенях гаммы. В соответствии с определением аккорда, от исходной ноты строится определённое количество терций вверх. Нетрудно представить, что терция — это ступень гаммы через одну от исходной. Так как интервалы между ступенями гамм неодинаковы (то это целый тон, то полутон), то и терции получаются неодинаковые — большие (4х1/2 т) и малые (3х1/2 т). Неодинаковыми получаются и аккорды, построенные на разных ступенях гаммы.
Так, на первой ступени гаммы до мажор получается трезвучие c e g, интервал между c и e оказывается равным 4 полутонам (большая терция), интервал между e и g оказывается равным 3 полутонам (малая терция). Само трезвучие оказывается мажорным. На других ступенях получаются другие интервалы и, соответственно, на разных ступенях получаются разные трезвучия: мажорные на I, IV и V ступенях, минорные на II, III и VI ступенях и уменьшенное на VII ступени.
Септаккорды получаются при прибавлении к трезвучиям ещё одной ноты, отстоящей на терцию от верхней ноты трезвучия. Разнообразие септаккордов также определяется интервальной структурой гаммы.
Аналогичным образом на ступенях гамм строятся аккорды из пяти звуков — нонаккорды; из шести звуков — ундецимаккорды; из семи звуков — терцдецимаккорды. Больше семи звуков в аккорде в миноро-мажорной системе ладов быть не может.
Для исполнения любого аккорда на гитаре необходимо найти все участвующие в аккорде звуки на грифе. Любое сочетание, включающее в себя необходимые звуки, и будет искомым аккордом. Один и тот же звук может встречаться неоднократно, в разных октавах.
_________________ Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?
Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM Сообщения: 3229 Откуда: Москва
27 ноября 2018 — подготовка к микрофонной практике. Некоторые положения книги К.С.Станиславского «Работа актёра над собой». «Подсознательное творчество природы через сознательную психотехнику артиста». Сознание и подсознание. Бессознательное в теориях З.Фрейда и К.Г.Юнга. Сознание и речь. Левополушарное доминирование в речи и сознании. Правополушарное доминирование в творчестве. «Вертящаяся девушка»: в какую сторону она вертится? Необходимость расслабления. См. аналогичную тему viewtopic.php?p=39174#p39174
_________________ Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?
Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM Сообщения: 3229 Откуда: Москва
25 декабря 2018 — предновогоднее занятие. Настройка гитары по флажолетам. Происхождение семиступенных ладов от лиры Орфея. Согласно древнегреческой мифологии, первыми музыкальными инструментами в истории были духовые, в частности тростниковая флейта сиринга. В сиринге высота тона каждой из трубок определяется её размерами. Ещё одним столь же древним простейшим инструментом является рог — полый коровий или козий рог со срезанным концом. Современным аналогом рога является горн (фанфара), представляющий собой простую трубку, свёрнутую в овал исключительно с целью уменьшить её размеры для удобства манипуляций. Пионерский горн, так же как и его исторический предок рог, способен издавать звуки исключительно за счёт резонирования на собственных частотах, зависящих только от размеров трубки. Задаваемая губами (амбюшюр) частота вызывает резонанс собственных частот столба воздуха, заключённого в трубке. Изменяя задающую частоту амбюшюра, можно выдувать из горна частоты основного тона и более высоких гармоник — октавы, квинты через октаву, большой терции через октаву. Известные пионерские сигналы «бери ложку, бери хлеб и садися за обед», «спать, спать по палатам», «вставай, вставай дружок» и аналогичные сигналы более длинных фанфар составлены именно из 3, 4 и 5 гармоник столба воздуха, заключённого в объёме горна. Нет никаких оснований полагать, что древнегреческие рога звучали как-то иначе и что мелодии, подобные пионерским сигналам, не были известны древним грекам ещё до изобретения струнных инструментов. Прямым аналогом звуков горна для струнных инструментов, в частности для гитары, являются флажолеты.
При стандартной схеме настройки левая рука поочерёдно то прижимает нужную струну на соответствующем ладу, то, отпустив струну, крутит колки. Звук струны можно будет услышать только после того, как левая рука вернётся на струну. Удобным свойством флажолетов является то, что для их звучания не нужно что-либо прижимать, обе руки после извлечения флажолета освобождаются. Поэтому левой рукой можно крутить колки, одновременно прислушиваясь к меняющейся высоте звука. При извлечении флажолетов соблюдайте следующие правила: 1. К струне в нужной точке необходимо только прикоснуться (пальцем левой руки). Нельзя нажимать на струну, линия струны должна оставаться прямой. 2. Палец должен прикасаться к струне точно над указанным ладом (порожком). 3. Правой рукой извлекайте звук с силой, большим пальцем p, приёмом апойандо, т.е. при ударе палец соскальзывает со струны и упирается в соседнюю. 4. Извлекайте звук ближе к подставке, в 7-10 см от неё. 5. После извлечения флажолета правой рукой, палец левой руки поднимите над струной. Убирайте палец не слишком быстро, без рывков и суеты, но надолго на струне не оставляйте. При настройке по флажолетам используются как правило 3 и 4 гармоники, извлекаемые как флажолеты на VII и V ладах соответственно.
Схема расположения флажолетов на грифе гитары
Международным эталоном для ноты ля первой октавы принята частота 440 герц. Эту частоту традиционно определяют с помощью камертона. Наиболее стабильно работает металлический вилочковый камертон.
План настройки гитары 1. Настроить 4 струну таким образом, чтобы флажолет 4 струны на VII ладу звучал в унисон с камертоном ля 440 Гц. 2. По настроенной 4 струне настроить 5 струну: флажолет 5 струны на V ладу состраивается в унисон с флажолетом 4 струны на VII ладу. Так как оба звука должны соответствовать ноте ля 440 Гц, уместно контролировать их оба по камертону. (Способ состройки соседних струн по флажолетам на V VII ладах является основным при настройке по флажолетам. Удобно при этом прикасаться к точке над V ладом более низкой струны указательным пальцем, а к точке над VII ладом соседней более высокой струны — мизинцем (расслабленная левая рука приблизительно так и располагается над струнами). 3. Состроить 3 струну с ранее настроенной 4 струной, состроив в унисон флажолет на VII ладу 3 струны с флажолетом на V ладу 4 струны. 4. Состроить 6 струну с ранее настроенной 5 струной, состроив в унисон флажолет на VII ладу 5 струны с флажолетом на V ладу 6 струны. 5. Настроить 1 струну, состроив её в унисон с флажолетом на VII ладу ранее настроенной 5 струны. 6. Настроить 2 струну, состроив её в унисон с флажолетом на VII ладу ранее настроенной 6 струны. Таким образом удаётся настроить все шесть струн гитары, ни разу не прижав их к ладам. Этот способ полезен также и тем, что исключает возможные неточности разметки ладов на грифе. Пункты 2, 3, 4, 5 и 6 полезно при игре (между произведениями) периодически повторять, отслеживая возможную расстройку инструмента. Дополнительно рекомендуется проверять строй, сравнивая флажолеты с прижатыми струнами: 1. Флажолет 4 струны на VII ладу с 1 струной, прижатой на V ладу. Это нота ля 440 Гц, так что сверка с камертоном уместна. 2. Флажолет 6 струны на VII ладу с 4 струной, прижатой на IX ладу. 3. Флажолет 5 струны на VII ладу с 3 струной, прижатой на IX ладу. 4. Флажолет 4 струны на VII ладу со 2 струной, прижатой на X ладу. 5. Флажолет 3 струны на VII ладу с 1 струной, прижатой на X ладу. 6. Флажолет 6 струны на XII ладу с 4 струной, прижатой на II ладу. 7. Флажолет 5 струны на XII ладу с 3 струной, прижатой на II ладу. 8. Флажолет 4 струны на XII ладу со 2 струной, прижатой на III ладу. 9. Флажолет 3 струны на XII ладу с 1 струной, прижатой на III ладу. См. также статью А.Костромина «И всё-таки — настройте гитару!»
_________________ Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?
Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM Сообщения: 3229 Откуда: Москва
8 января 2019 г. Поскольку народу было мало, работали почти индивидуально. Ответы на вопросы учащихся. Разбор аккомпанемента песни Г.Васильева "Шипучее вино".
_________________ Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?
Приходится нарушить строгую систематичность, теоретическую последовательность программы и раньше положенного времени сказать вам об одном из важных моментов артистической работы - о процессе освобождения мышц. Настоящее место этого вопроса там, где будет говориться о внешней технике, то есть о работе над телом. Но факты настойчиво говорят, что правильнее обратиться к этому вопросу теперь же, в начале программы, когда речь идет о внутренней технике, или, вернее, о психотехнике. Вы не можете себе представить, каким злом для творческого процесса являются мышечная судорога и телесные зажимы. Когда они создаются в голосовом органе, люди с прекрасным от рождения звуком начинают сипеть, хрипеть или доходят до потери способности говорить. Когда зажим утверждается в ногах, актер ходит точно паралитик; когда зажим в руках - руки коченеют, превращаются в палки и поднимаются точно шлагбаумы. Такие же зажимы, со всеми их последствиями, бывают в спинном хребте, в шее, в плечах. Они в каждом случае по-своему уродуют артиста и мешают ему играть. Но хуже всего, когда зажим утверждается в лице и искривляет его, парализует или заставляет каменеть мимику. Тогда глаза выпучиваются, судорога мышц придает неприятное выражение лицу, не соответствующее тому чувству, какое переживает артист. Зажим может появиться в диафрагме и в других мышцах, участвующих в процессе дыхания, нарушить правильность этого процесса и вызвать одышку. Все эти условия не могут не отзываться вредно на переживании, на внешнем воплощении этого переживания и на общем самочувствии артиста. Хотите убедиться, как физическое напряжение парализует всю нашу деятельность, активность, как напряжение мышц связывает психическую жизнь человека? Давайте проделаем опыт: вон там, на сцене, стоит рояль, попробуйте поднять его". Ученики с сильным физическим напряжением поочередно приподнимали угол тяжелого рояля. "Помножьте скорее, пока держите рояль, 37 на 9! - приказывал Торцов ученику. - Не можете? Ну так вспомните все магазины по нашей улице, начиная с угла переулка. И этого не можете? Ну пропойте каватину из "Фауста". Не выходит? Попробуйте ощутить вкус солянки с почками или вспомните ощущение при прикосновении к шелковому плюшу или запах гари". Для того чтобы исполнить задания Торцова, ученик опустил угол рояля, который с великим напряжением держал на весу, и, передохнув на мгновение, вспомнил все вопросы, осознал их и стал поочередно на них отвечать, вызывая в себе те ощущения, какие от него требовались. "Таким образом, - подвел итог Торцов, - чтобы ответить на мои вопросы, вам понадобилось опустить тяжелый рояль, ослабить мышцы и только после этого отдаться воспоминаниям. Не показывает ли это, что мускульное напряжение мешает внутренней работе и тем более переживанию. Пока существует физическое напряжение, не может быть речи о правильном, тонком чувствовании и о нормальной душевной жизни роли. Поэтому, прежде чем начать творить, надо привести в порядок мышцы, чтобы они не сковывали свободы действия. Если же этого не сделать, то мы дойдем на сцене до того, о чем рассказывается в книге "Моя жизнь в искусстве". Там говорится, как артист от напряжения сжимал кулаки и вонзал ногти в ладони или стискивал пальцы ног и давил их всей тяжестью тела". А вот и новый, еще более убедительный пример - катастрофа с Названовым! Он пострадал за нарушение законов природы и за насилие над ней. Пусть же бедняга скорее поправится, а несчастие, происшедшее с ним, послужит ему самому и всем вам назидательным примером того, чего отнюдь не следует делать на сцене и что необходимо раз навсегда изжить в себе". - И это возможно - раз навсегда избавиться от зажимов и физических потуг? Что же говорил об этом Аркадий Николаевич? - Аркадий Николаевич напомнил то, что написано в книге "Моя жизнь в искусстве" об артисте, страдавшем сильными мышечными напряжениями. Он выработал в себе привычку к беспрерывной механической самопроверке. Как только он переступал порог сцены, его мышцы сами собой ослаблялись, освобождались от излишнего сокращения. То же происходило и в трудные минуты творчества на сцене. - Это удивительно! - завидовал я счастливцу. "Но не только сильная мышечная спазма нарушает правильную работу артиста. Даже самый ничтожный зажим в каком-нибудь одном месте, который не сразу отыщешь в себе, может парализовать творчество, - продолжал Паша вспоминать слова Торцова. - Вот, например, случай из практики, который подтверждает эти слова. Одна артистка, с прекрасным дарованием и темпераментом, не всегда обнаруживала их. Ей это удавалось лишь в редкие, случайные моменты. Очень часто чувство заменялось ею простым физическим напряжением (или, как говорят у нас, "пыжанием"). С нею очень много работали по ослаблению мышц, и в этом смысле удалось достигнуть многого, однако и это помогло ей лишь отчасти. Совершенно случайно заметили, что в драматических местах роли правая бровь артистки чуть-чуть напрягается. Ей предложили выработать в себе механическую привычку при переходе к трудному месту снимать всякое напряжение с лица, доводя последнее до полного освобождения. Когда ей это удавалось, то и все напряжение тела само собой ослаблялось. Она точно перерождалась, тело ее становилось легким, выразительным, а лицо подвижным, ярко выражающим переживания душевной жизни роли: внутреннее чувство получало свободный выход наружу, из тайников подсознания, точно его выпустили из мешка на свободу. Сознавая эту свободу, артистка радостно изливала то, что накоплялось у нее в душе, и это вдохновляло ее".
_________________ Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?
Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM Сообщения: 3229 Откуда: Москва
29 января 2019. Разобран аккомпанемент к песне В.Егорова «Дожди» в обработке С.Никитина, тональность ми минор.
В теоретической части разобрано, каким образом образуются различные тональности и что такое квинтовый круг. В основании всего разнообразия тональностей лежит тональность натурального до мажора, восходящая к легендарной четырёхструнной лире Орфея. Видимо, в 6 веке до н.э. при Пифагоре сложилось понятие об тоне и полутоне как о музыкальных интервалах. Сложившаяся попевка из четырёх звуков «до ре ми фа», так называемый тетрахорд («четыре струны» по-гречески) в современной системе понятий имеет интервальную структуру «тон, тон, полутон». Если, отступив от верхнего звука на тон, повторить построение тетрахорда, мы получим хорошо знакомую последовательность «тон, тон, полутон, три тона, полутон». Мажорная гамма при ближайшем рассмотрении оказывается состоящей из двух «одинаковых» «половинок» «тон-тон-полутон», отстоящих друг от друга на интервал тона. Если теперь взять из гаммы верхний тетрахорд, отступить вверх на тон и от полученной ноты вновь построить тетрахорд «тон, тон, полутон», снова получится мажорная гамма; если от вновь полученной гаммы снова взять верхний тетрахорд, отступить на тон и построить от полученной ноты всё такой же тетрахорд, вновь получим мажорную гамму и т.д.: ...........g-dur, 1#............a-dur, 3#...............h-dur, 5#.....................cis-dur, 7# ...........g a h c d e f# g| a h c# d e f# g# a|h c# d# e f# g# a# h| c# d# e# f# g# a# h# c# c d e f g a h c |d e f# g a h c# d| e f# g# a h c# d# e| f# g# a# h c# d# e# f#| c-dur, 0#........d-dur, 2#............. e-dur, 4#.................fis-dur, 6#
Тетрахорд плюс тон образуют интервал квинты (пять ступеней гаммы, 7 полутонов). Таким образом получается, что, если построить мажорную гамму от ноты, отстоящей на квинту вверх от тоники исходной тональности, то во вновь образовавшейся гамме появится один дополнительный к уже имеющимся диез.
Аналогичная картина для бемолей получается, если достраивать тетрахорды, отступив от исходного тетрахорда на тон вниз:
..................gb dur, 6b.....................ab dur, 4b.................hb dur, 2b.............c dur, 0b .................|gb ab hb cb db eb f gb |ab hb c db eb f g ab |hb c d eb f g a hb |c d e f g a h c | cb db eb fb gb ab hb cb |db eb f gb ab hb c db |eb f g ab hb c d eb |f g a hb c d e f | cb dur, 7b..................db dur, 5b...................eb dur, 3b...............f dur, 1b
_________________ Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?
Зарегистрирован: Среда 15 Ноябрь 2006 11:12:13 PM Сообщения: 3229 Откуда: Москва
5 февраля 2019. Ещё раз о постановке руки. Исходное положение: на 3 струну поставить пальцы a, m, i и p таким образом, чтобы пальцы касались друг друга. При этом палец p выдвинут влево насколько возможно без потери касания. В этом положении извлекать из 3 струны звуки последовательно пальцами p, i, m, a, доводя скорость до тремоло. Кисть при этом должна быть расслабленной, предплечье опирается на угол обечайки. Наклон продольной линии гитары подбирается исходя из конкретных размеров рук. Разобран аккомпанемент песни С.Никитина на стихи Д.Сухарева «Брич-Мулла» (первые две строфы). Для лучшего понимания аранжировочных действий автора разбор проводится в тональности ля минор (авторская тональность до минор).
_________________ Александр Костромин
__________
Какой ЦАП нам нужен?
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения