Ю.Андреев. О содержании и форме самодеятельной песни.
(Тезисы доклада на конференции в Петушках, май 1967 г.)
[Публикуется по машинописному материалу из архива И.М.Зимина]
Самодеятельная песня — это, с одной стороны, не литература, ибо бытует преимущественно изустно, но и не фольклор, так как тексты и мелодии имеют вполне определенных, живущих среди нас авторов. С другой стороны, это литература, ибо образно-эстетическая система самодеятельной песни совпадает с образно-художественной концепцией печатной поэзии и зависит от нее; но в то же время это и фольклор, ибо вариативные изменения в процессе бытования самодеятельной песни встречаются чаще, чем в профессиональной.
Рецензент из «Сибирских огней» (1966, №8) сердито упрекал меня за то, что я взялся говорить о явлении, не будучи в состоянии четко и и недвусмысленно причалить его к одному из двух твердых берегов. Но, может быть, само явление столь диалектично, что не укладывается в метафизическое «или-или»? Факты говорят именно об этом, к этому же выводу, в общем, склонилось и коллективное мнение обладателей абонемента «Молодость, песня, гитара». Больше того, к подобному же взгляду приходят фольклористы, хотя в их работах мы находим некоторые разночтения. Так, Л. Домановский и О. Алексеева полагают, что это исторически новая «субстанция» (возникшая в 18 в.), которая, отличаясь и от фольклора и от литературы, имеет черты обоих «прародителей», но со временем литературное воздействие начинает все заметнее преобладать. В отличие от названных фольклористов, В. Гусев считает, что некогда в развитии классического фольклора наступил период качественного изменения и что дальнейшая эволюция народного творчества протекала по законам, аналогичным тем, которые определяют движение литературы. Итак, в одном случае — новая субстанция, в другом — новое качество фольклора, но в обоих — явление, отличное от классического фольклора, испытывающее сильное воздействие литературы.
Я думаю, термин «современное народно-поэтическое песенное творчество» является в данном случае наиболее точным, т.к. он исключает комплекс жестких признаков, характеризующих фольклор, подчеркивает непрофессиональное происхождение песен и в то же время устанавливает их родственную связь с поэзией.
В целом это явление есть свидетельство кипучей духовной жизни народа, изобилующего интеллектуальной энергией, творчески одаренного, фантастически талантливого, как говорил М. Горький.