Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

Ю.Д.КАРПОВ Записка в ЦК ВЛКСМ о социологии СП, 1967

Ю.Д. КАРПОВ
 
О НЕКОТОРЫХ ИТОГАХ КОНКРЕТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ, ПРОВЕДЕННЫХ В НОВОСИБИРСКОМ НАУЧНОМ ЦЕНТРЕ ПО ПРОБЛЕМАМ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО (ЛЮБИТЕЛЬСКОГО') ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
(1967)

Записка в ЦК ВЛКСМ о некоторых результатах исследований, проведенных в Новосибирске и области социологической группой при клубе «Под интегралом». На основе тех же данных Ю.Карпов сделал доклад на конференции в Петушках.

I.    Постановка, вопроса. О цели и методах исследования.

Зимой 1964-65 гг, а также в январе-марте 1967 г. в Новосибирском научном центре АН СССР социологическим клубом кафе-клуба «Под интегралом» СО АН СССР под руководством автора была проведена серия из четырех конкретно-социологических исследований об отношении различных категорий жителей Академгородка к так называемой самодеятельной, или любительской песне, создаваемой авторами, не занимающимися профессионально песенным творчеством (не являющимися членами творческих союзов и, в первую очередь, Союза композиторов).
Некоторые из авторов самодеятельных песен являются членами Союза писателей, в частности Б.Окуджава, А.Галич, Н.Матвеева. Но их песенное творчество как раз и стоит особняком, несколько отличается по своему характеру от основной массы произведений, создаваемых самодеятельными авторами-песенниками.
ОБЩАЯ ЗАДАЧА наших исследований сводилась к попытке получить представление о характере и масштабах такого своеобразного явления в духовной жизни нашего общества, особенно развившегося за последние годы, как самодеятельное (любительское) песенное творчество.
В качестве конкретных ЦЕЛЕЙ исследования ставилось, во-первых, получить картину вкусов различных категорий населения в области песенного творчества вообще; во-вторых, выявить характер отношений к различным авторам - «бардам» - и их произведениям; в-третьих, провести опробование и отработку методики и техники исследований в этой области.
В качестве ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЙ были взяты такие основные категории населения Академгородка (учитывав, что основным градообразующим фактором здесь является научно-исследовательская деятельность), как научные работники, студенты, учащиеся старших классов средних школ, включая учащихся физико-математической школы. Кроме того, в число обследованных попали лица, представляющие другие сферы народного хозяйства и культуры и, в первую очередь, учителя и врачи. Была также сделана попытка во время социологических экспедиций в 1965 и 1967 гг. опросить по этим же проблемам некоторое число выпускников неполных средних и средних школ Новосибирской области в городской и сельской местности.
Всего было обследовано с помощью разных методов сбора информации около тысячи чел.
Школьникам задавались, в числе других, несколько вопросов, связанных с любительским песенным творчеством. В частности, предлагалось назвать 5 своих любимых песен, а также их спрашивали, слышали ли они песни Б. Окуджавы и, если слышали, то как они к ним относятся.
Анкетные опросы проводились в различных условиях (в общежитиях, в кафе-клубе во время диспута, на квартирах и т.д.) и среди разных перечисленных категорий населения с помощью двух типов анкет.
В качестве одного из основных методов исследований, помимо обычных анкетных опросов, был выбран метод опроса-тестирования монографического типа, проводимого параллельно с прослушиванием соответствующих произведений в записи на магнитную ленту, сочетаемым с методом  групповых дискуссий. Q/
Опрос-тестирование проводился в группах по 10-15 чел, среди разных категорий населения с помощью двух типов тестовых листков. Дискуссии проводились по одним и тем же вопросам на первом этапе в специально подобранных группах: сначала среди молодых научных сотрудников-мужчин, затем среди научных сотрудников-женщин примерно того же возраста. На втором этапе была проведена общая дискуссия в кафе-клубе. Все дискуссии записывались на магнитную пленку.
При этом в числе опрошенных особенно горячими поклонниками любительских песен показали себя студенты: у них доля этих песен составляет 91%, у научных сотрудников - 72%, а у лиц с высшим образованием, работающих не в сфере науки – 69%.
Конечно, результаты этих исследований не могут в полной мере говорить об истинном уровне увлечения самодеятельной песней среди соответствующих категорий населения, поскольку вопросы о десяти (или пяти) любимых песнях ставились в контексте, связанном исключительно с песней самодеятельной, а потому и настраивали опрашиваемого преимущественно на круг его интересов в области именно этой песни.
Но все же мы, проводя исследование в небольших группах, старались, тщательно разъясняя наши цели и стремясь привлечь обследуемых в качестве сотрудников, нейтрализовать указанный недостаток исследования и получить по возможности более соответствующие действительности данные. Мы определенно знаем, что в ряде случаев это нам удалось. Кроме того, следует учесть, что мы опрашивали не столько заведомых любителей самодеятельной песни, сколько людей относительно неосведомленных о ней и пришедших к нам с целью прослушать во время и после опроса записи этих песен и расширить в этом отношении свой кругозор.
Во всяком случае у нас есть основания считать, что самодеятельная песня занимает достаточно высокое место во вкусах и интересах молодежи указанных категории в области песенного творчества. И с этим фактором нельзя не считаться. 

II. Самодеятельная песня и вкусы молодежи в области песенного творчества.

К числу вопросов, дающих материал по данной проблеме, относились в разных наших исследованиях вопросы типа: «Напишите, пожалуйста, 10 своих самых любимых песен любых авторов, «бардов» или профессионалов». «Назовите 15 своих самых любимых песен, самодеятельных или профессиональных.»
Исследование, в котором мы просили назвать 10 любимых песен, дало следующие результаты:

всего названо             397    100%
из них самодеятельных        332    83,63%
советских авторов            35    8,82
зарубежных эстрадных        17    4,28
народное творчество        7    1,76
другие песни                6    1,51

Примерно такой же высокий процент занимает самодеятельная песня в списке любимых песен по результатам других наших исследований.

Доля самодеятельных песен у разных категорий слушателей:

студенты            91%
научные сотрудники     72%
люди с высшим образованием, работающие не в сфере науки    69%

III. Наиболее популярные авторы и их произведения.

В число наиболее популярных авторов самодеятельных песен по итогам наших исследований вошли следующие «барды». (При этом следует учесть, что с творчеством нескольких авторов опрошенные могли познакомиться на концертах во время их приездов в Академгородок (+): Ю. Кукин, Е. Клячкин, А. Городницкий, Ю. Ким, Б. Окуджава, Б. Полоскин, В. Вихорев). 

Кукин Ю.             + 77
Клячкин Е.            + 60
Ким Ю.            +41
Высоцкий В.            37
Городницкий А.        +35
Окуджава Б.             +34
Галич А.            31
Якушева А.            19
Матвеева Н             10 
Визбор Ю.            8
Полоскин Б.             +6 
Дулов А.            5
Колесников Ю.         4
Анчаров М.             3
Вихорев В.            +2

У разных категорий опрошенных в числе особенно популярных оказались разные авторы.

У студентов: 
Кукин         42
Клячкин         30
Высоцкий        29
Городницкий        20
Окуджава        19
Галич            18
Ким            15
Якушева        13

У научн. сот.: 
Клячкин         13
Ким             12
Кукин         11
Галич             10
Окуджава         6
Высоцкий         6
Матвеева         6

У школьников: 
Кукин         18
Клячкин         15
Ким             11
Окуджава         7
Галич             4
Городницкий        4

У опрошенных мужчин и женщин список выглядел следующим образом:

мужчины        женщины
Кукин                41            36
Клячкин            32            28
Высоцкий            26            11
Городницкий         15            20
Ким                 24            17
Галич                22            —
Якушева             —            16
Окуджава            20            14

Сводная таблица популярности авторов

Авторы        Пел в Акад.    Студ.    Н.сотр.    Шк.    Муж.    Ж.    Ос.
Кукин Ю.        +        42    11        18    41    36    77
Клячкин Е.        +        30    13        15    32    28    60
Ким Ю.         +        15    12        11    24    17    41
Высоцкий В.        =        29    6        =    26    11    37
Городницкий        +        20    =        4    15    20    35
Окуджава Б.         +        19    6        7    20    24    34
Галич А.         =        18    10        4    22    =    31
Якушева А.         =        13    =        =    =    16    19
Матвеева Н.         =        =    6        =    =    =    10
Визбор Ю.         =        =    =        =    =    =    10
Полоскин Б.        +        =    =        =    =    =    6
Дулов А.        =        =    =        =    =    =    5
Колесников Ю.    =        =    =        =    =    =    4
Анчаров М.         =        =    =        =    =    =    3
Вихорев В.        +        =    =        =    =    =    2

(Знак + означает, что этот автор выступал в Академгородке; знак = в остальных графах означает, что за данного автора подано голосов меньше, чем за остальных).

Эти списки были составлены из числа авторов наиболее популярных песен. Другие списки, весьма похожие на эти, составлены нами на основе анализа ответов на вопрос «Творчество какого барда вам ближе всего по духу и почему?», полученных во время двух опросов с помощью анкет №1 и №2. Пятьдесят опрошенных студентов и специалистов с высшим образованием в числе своих самых любимых авторов назвали все тех же;
Кукин        22
Городницкий    16
Визбор    12
Клячкин    10
Ким        10
Якушева    8
Матвеева    8
Высоцкий    4 
Окуджава    4
Галич         4

Эти же имена, составляющие, по всей видимости, десятку наиболее популярных сейчас авторов самодеятельных песен, получают чаще других наивысший балл при ответах на вопрос анкет 1 и 2, в которых содержалась просьба дать оценку творчеству перечисленных авторов.
Рассмотрим теперь, какие же самодеятельные песни оказались в числе самых любимых у опрошенных нами студентов, научных работников и школьников-старшеклассников Академгородка. Такими оказались:

«Атланты» А.Городницкого         16
«За туманом» Ю.Кукина            15
«Гостиница» Ю.Кукина            14
«Париж» Ю.Кукина                13
«Нейтральная полоса» В.Высоцкого    8
«О Леньке Королеве» Б.Окуджавы     6
«Белые песенки» Е.Клячкина         6
«Солдаты группы Центр» В.Высоцкого     5
«Город» Ю.Кукина                 5
«Обществоведение» Ю.Кима        4

Как в этом списке, так и в списке авторов, получивших меньшее число голосов, мы видим опять-таки людей из числа вышеприведенных любимых авторов.

1У. О некоторых причинах популярности самодеятельного песенного творчества.

Этот вопрос требует большого специального исследования. Ценным материалом для такого исследования могут служить оценки, данные отдельным песням и творчеству авторов в целом, а также мотивы этих оценок. Размер настоящей записки не позволяет нам изложить итоги анализа оценок и мотивов оценок отдельных песен и отдельных авторов. Мы ограничимся изложением материалов, полученных в результате ответов на такие вопросы анкет, как «В чем сила любительской песни?», «Чем песни бардов особенно отли¬чаются от песен профессионалов?
На первый из этих вопросов преобладают ответы, в которых отмечается «искренность» и «правдивость» самодеятельных песен, их «простота», «демократизм», «близость к жизни». Примыкают к этим характеристикам мнения, отмечающие как их достоинства «злободневность», «актуальность», «недогматичность», «неофициальность» их тематики», «вольность сюжета», «соответствие духу времени», их «достаточную глубину» и, в то же время, «широту их тематики».
Приведем некоторые высказывания:
— Привлекает беззащитность, доверчивость автора, его искренность...
— Герой — живой человек, он не только строит, но и ест, любит и т.д...
—...отражает жизнь без гипербол, такой, какая она есть...
— Автор выражает свои личные чувства…
—...шагает в ногу...
— Эти песни, вернее, их авторы, показывают свое отношение к жизни просто, без высоких слов...
Отмечается их «универсальность», каждый может найти свое...Эти песни «ближе к народу», «смелей», «непритязательней», чем песни, созданные профессионалами.
— Автор хорошо знает, о чем пишет, в меньшей зависимости от канонов...
—...есть над чем подумать...
К числу достоинств любительской песни многие опрошенные отнесли также их большую выразительность, эмоциональность, задушевность, лиризм, непосредственность, веселость юмор и т.п.
При анализе ответов на вопросы об отличии самодеятельных песен от песен профессионалов бросается в глаза, что подавляющее большинство опрошенных отдает свое предпочтение песням бардов. Опять, как и выше, речь идет об «искренности», «обостренной чуткости к фальши», об «отсутствии халтуры», «знании того, о чем пишут», «более широкой тематике», об «индивидуальности, отступлении от официальных (диктуемых свыше) тем и героев», об «острой современности», об «особой близости тем», «оригинальности и реальности изображения жизни».
Один из опрошенных дает, например, такой любопытный ответ о том, что песни бардов отличаются «падение довольно высокого художественного уровня, достигнутого профессионалами, но взлетом привольных мотивов, в том числе зацепковского уровня, что весьма ценно».
В песнях бардов отмечается «более выразительная поэтическая основа», большая «поэтичность», «выразительность», «эмоциональность», «гармоничность», большее «единство слов и музыки», «нестандартность стихов» (особенно у Окуджавы). Что касается музыки, то отмечается как достоинство любительских песен «простота их мелодий», что они «легко ложатся на голос». Отмечается также как достоинство «отсутствие музыкальной халтуры», а также «экспериментальный характер» некоторых песен.
Песни бардов, по мнению некоторых, отличаются . «тем, что у них содержание на первом плане, а музыка на втором». Говоря о творчестве Б. Окуджавы, один преподаватель университета отметил, что его мелодии хороши в первую очередь тем, что «не мешают воспринимать текст».
Если попытаться подвести итог этому небольшому обзору высказываний о достоинствах любительской песни и ее преимуществах перед песней, создаваемой профессионалами-песенниками, то, на наш взгляд, суть основной массы высказываний сведется к тому, что опрошенным категориям молодежи самодеятельные песни пришлись по душе в первую очередь благодаря чрезвычайной схожести целого ряда специфически проявлений обыденного сознания у самодеятельных авторов-бардов и опрошенных категорий молодежи: для тех и других искренность и стремление к правде являются самыми главными ценностями; барды попали (может быть, интуитивно), а опрошенные категории молодежи приняли (вероятно, тоже интуитивно) в качестве ценности важность того, чтобы люди, стремящиеся к взаимному общению и притом к взаимопониманию честному и искреннему, находились на время этого общения (через песню) на уровне обыденного (или массового) сознания, а не теоретического. Чтобы основа для взаимного общения стояла на земле такой, какая она есть, со всем ее обыденными особенностями, сложностями, (но сложностями не искусственными, нарочитыми, создаваемыми в мозгу художника, а естественными, жизненными). Отсюда появление в песнях бардов целого ряда тем, не обязательно «запретных», но почему-то, как правило, отсутствующих в песнях песенников-прoфeссионалов, и нашедших в обыденном сознании молодежи благодатную почву для восприятия.

У. Заключение.
Поскольку материалы наших исследования находятся в процессе разработки, мы ставили целью в данной записке лишь дать самую общую информацию о задачах и методах наших исследований.
Если попытаться коротко подвести итог выше сказанному, то следует отметить, в первую очередь, что современная, самодеятельная песня представляет из себя социальное явление, весьма сложное, многозначное, разноплановое, несущее в себе не только эстетические, но и ряд других функций. Не может быть, на наш взгляд, двух мнений в отношении того, что самодеятельная песня нуждается в самом пристальном внимании исследователей-социологов, музыковедов и литературоведов, причем весьма важна комплексность подхода в исследованиях. Крайне важно провести исследования, аналогичные проведенным, среди самых разных категорий населения, чтобы проверить выявленную в наших исследованиях гипотезу о том, что самодеятельные шсни особенно популярны среди студентов, велика их популярность среди представителей научной интеллигенции, а также среди старшеклассников городских школ.

Руководитель социологического клуба кафе-клуба «Под интегралом» СО АН СССР, мл. н. сотр. Отдела социологии Института экономики СО АН СССР
Ю.Д.Карпов.
Новосибирск, Академгородок,
1967 г.

Приложение I
АНКЕТА № 1.
УВАЖАЕМЫЙ ТОВАРИЩ! Подчеркните, пож., фамилию барда, с чьим творчеством ВЫ знакомы хотя бы немного; обведите кружочком номера тех их них, кого слушали лично; дайте, пож., общую оценку их творчества по системе: 5 — очень нравится, 4 — нравится, 3 — так себе, 2 — не нравится, 1 — очень не нравится, «—« — не мо¬гу оценить. Коротко укажите, что ВЫ особенно цените у тех, чье творчество знаете. 

1. АНЧАРОВ М. 
2. ВАХНЮК Б. 
3. ВИЗБОР Ю.
4. ВИХОРЕВ В.
5. ВЫСОЦКИИ В.
6. ГАЛИЧ А.
7. ГЕНКИН А.
8. ГОРОДНИЦКИЙ А. 
9. ДУЛОВ А.    
10. КИМ Ю.
11. КЛЯЧКИН Е.
12 КОЛЕСНКОВ Ю.
13. КУКИН Ю.
14. МАТВЕЕВА Н.
15. НИКИТИН С.
16. ОКУДЖАВА Б.
17. ПОЛОСКИН Б.
18. ЯКУШЕВА А.

2. Творчество кого из бардов ВАМ ближе всего по духу и почему?

3.  Какие 10 песен ВЫ включаяи бы в пленку-антологшо любительской песни?

4. В чем, по-ВАШЕМУ, сила любительской песни?

5. В чем ее недостаток?

6. Чем песни бардов особенно отличаются от песен профессионалов?

7.     Назовите 5 своих самых любимых песен, любительских или профессиональных.

8.     ВАШ пол, возраст, образование, род занятий, специальность..

Приложение 2.

АНКЕТА №2

УВАЖАЕМЫЙТОВАРИЩ! Клуб «Под интегралом» СО АН СССР готовит дискуссию о современной самодеятельной, так называемой «магнитофонной» песне. Просим ВАС ответить на вопросы, вокруг которых развернется дискуссия.

1. Кого бы ВЫ отнесли к числу современных бардов — авторов «магнитофонной» песни? Подчеркните фамилии тех, кого ВЫ слышали и видели лично, например, на концерте.

2. Творчество каких бардов ВАМ ближе всего по духу?

3. Коротко поясните, чем оно ВАМ особенно близко, почему оно ВАС трогает.

4. Назовите свои любимые произведения этого жанра (не более 5)

5. На каком месте по своей значимости ВЫ поставили бы следующие элементы творчества бардов (расставьте номера мест): исполнение   текст   мелодия   общее впечатление.
6. Какие из этих элементов Вы считаете наиболее удачными у бардов:
М.Анчаров    А.Городницкий    Н.Матвеева
Ю. Визбор    В.Высоцкий        Б.Окуджава
Ю.Ким    Е.Клячкин        Б.Полоскин
А.Галич    Ю.Кукин        А.Якушева

7. Если ВЫ не считаете случайным повышение интереса к творчеству бардов в настоящее время, то в чем, по-ВАШЕМУ, тому причина?

8. Как скоро наступит конец этому интересу?

9. Если ВЫ считаете, что есть существенные отличия самодеятельного песенного творчества от творчества профессионалов, то в чем оно заключается?

10. Что бы ВЫ отнесли к числу недостатков современной магнитофонной песни?

11. Творчество каких профессиональных мастеров искусств (поэтов, композиторов, режиссеров, художников, исполнителей и т.п.) ВАМ особенно близко?

12. Назовите, пожалуйста, свои самые любимые произведения искусства (из любых его областей)

13. Укажите, пожалуйста, свой пол, возраст, образование, место работы (учебы), должность.

Приложение 3.
ТЕСТОВЫЙ ЛИСТОК
об отношении к творчеству Б.Окуджавы.
Оцените, пож., следующие песни по такой системе: 5 — очень нравится, 4 — нравится, 3 — так себе, 2 — не нравится, 1 — очень не нравится, — —не могу оценить. Попытайтесь мотивировать оценки. Обведите кружочком песни, которые ВЫ слышали неоднократно (более 3-4 раз). Укажите для каждой песни:
В каком году и где впервые услышали.
Прежняя оценка:     слов        Нынешняя оценка:    слов
мелодии                мелодии
общая                    общая
мотивы оценки            мотивы оценки.

1. О синем троллейбусе 
2. Ленька Королев
3. Дежурный по апрелю 
4. О дураках
5. Песня америк. солдата 
6. До свидания, мальчики! 
7. Солдатские сапоги 
8. О черном коте
9. Не бродяги, не пропойцы 
10. Простите пехоте 
11. Ванька Морозов 
12. Веселый барабанщик 
13. Шарик голубой
14. О моем метро
I5. B поход на чужую
16. Всю ночь кричали
17. Ты в чем виновата
18. Главная песенка
19. Вера, Надежда
3,0. Эта женщина 
21. Сладко спится
22. Московский муравей
23.Бумажный солдат.
24.
25.

Просьба дописать и оценить еще по одной наиболее и наименее ценимой ВАМИ песне этого же автора (24 и 25).
Попытайтесь по той же системе оценить творчество этого автора в целом: стихи, мелодия, общее впечатление
Мотивируйте.
Сравните с другими современными авторами: назовите несколько имен со своей общей оценкой их творчества, стараясь кратко мотивировать оценки.
Укажите свой пол, возраст, образование(курс), род занятий, специальность (факультет).

Приложение 4.

ТЕСТОВЫЙ ЛИСТОК
Об отношении к творчеству Е.Клячкина
(См.форму тестового листка по Б.Окуджаве.
Предлагаются песни):
1. Ha трамвайной остановке 
2. Задумчивая песенка
3. Пилигримы
4. На Театральной площади 
5. Осенние мотивы
6. На море
7. Об утреннем городе
8. Моя современница
9. Я был мальчишка глупенький
10. Осенняя песенка
11. Туман
12. Поезд
13. Мелодия в ритме лодки.
14. «Не гляди назад» 
15. Горная дорога
16. Зимняя песенка
17. Сигаретой опиши 
18. О правах
19. Про парашютиста
20. Песня про зеркало
21. Завистливая песня
22. Песня прощания 
23. Об очередях
24.
25.

(Добавлен вопрос: Назовите, пож., 10 своих самых любимых песен любых авторов - бардов или профессионалов). 
 

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005