Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

Музыкальная грамота и практические основы для начинающих гитаристов


Музыкальная грамота
и
практические основы

для начинающих гитаристов
в жанре авторской песни

Рабочая тетрадь
--------------------------------------
--------------------------------------

                 

1 часть 

 

 

 

Дорогой друг!

Ты выбрал музыкальный инструмент – гитару, чтобы можно было петь и самостоятельно себе аккомпанировать. 
Я тебя поздравляю! 
Тебя ожидает прекрасное путешествие в мир красивых звуков, мелодий, ритмов, песен! 
На начальном этапе многое покажется сложноватым, но ведь мир звуков – это новая неизведанная планета со своим языком и правилами!
С помощью краткой теории и заданий в «Рабочей тетради» ты научишься читать-писать ноты, разбираться в ритмических рисунках в знакомых и незнакомых песнях. 
Занимаясь регулярно, ты разовьешь музыкальную память, творческие способности, начнешь сочинять и записывать музыку...


Успехов и удовольствия от занятий! 

 

 

Краткие сведения по музыкальной грамоте

 

Скрипичный ключ показывает, что на 2 линейке находится нота "соль".

 

Расположение нот в скрипичном ключе
 

Ноты подряд:


Буквенное обозначение нот

 

до  ре  ми  фа  соль  ля  си  до

c      d    e      f      g       a     h    c
 

    Длительности нот и пауз 


Строение мажорной гаммы:
Тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон
Строение минорной гаммы:
Тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон

Расстояние между тоникой мажора и параллельного минора – 3 полутона.
Полтона – это минимальное расстояние между звуками по высоте.
На пианино полтона – это соседние клавиши. 
На гитаре полтона – соседние лады. 


Римские цифры, которыми обозначаются ступени гаммы:     
 I II III IV V VI VII
Устойчивые ступени:   I   III   V
Неустойчивые ступени:   VII   II   IV   VI
Вводные ступени:    VII   II
     Тоника – название I ступени гаммы
     Субдоминанта – название IV ступени гаммы
     Доминанта – название V ступени гаммы

 

Интервалы:

Прима  Секунда Терция Кварта Квинта Секста Септима Октава
    1             2               3          4            5             6            7           8

 

Термины:

   Лады:  мажор, минор
   Приёмы звукоизвлечения: тирандо, апояндо, баррэ
   Штрихи: стаккато, легато, глиссандо, флажолеты, пиццикато, расгеадо, мелизмы, тремоло, вибрато
Динамические оттенки:
f (форте) – громко                                      p (пиано) – тихо 
ff (фортиссимо) – очень громко             pp (пианиссимо) – очень тихо
mf (меццо-форте) – не очень громко   mp (меццо-пиано) – не очень тихо

Для занятий понадобятся:

Подставка под ногу гитариста, тюнер, метроном, ремень для игры стоя, тетрадь, простой карандаш с ластиком, коротко подстриженные ногти.
 

 

 

1. Знакомство с гитарой

У тебя в руках новая гитара, которую тебе подарили или ты сам выбрал и купил. Теперь это твой друг или подруга на всю жизнь) придумай имя своей гитаре, это же теперь член семьи, к которому будешь обращаться в разные моменты своей жизни – и когда хорошо, и когда грустно.
Две крупные части гитары: корпус и гриф.

 

Корпус состоит их трёх частей – верхняя дЕка, нижняя дЕка, обечАйка (толщина). На верхней дЕке расположено резонаторное отверстие (или «розетка»), подставка под струнодержатель.
Гриф состоит из шейки грифа и головки грифа. На шейке грифа раз-мещаются порожки (металлические пластинки, расстояние между ними называется лад). Собственное название имеет нижний порожек (ближе к подставке) и верхний порожек (первый к головке грифе, обычно пластмассовая белая костяшка).
На Головке грифа размещается колкОвый механизм для крепления и настройки струн. 

 

 

2. Обозначения струн, ладов, пальцев


            I             II            III 

I  II  III  IV… XIX – обозначение ладов (начало нумерации у верхнего порожка)
 

Обозначение струн

Первая струна самая тонкая


Обозначение пальцев
 

  


? 3. Проверь себя


 

 

 


4. Разминка для ладоней и пальцев

Спортсмены перед соревнованиями обязательно разминаются. Вот и гитаристы перед тем, как начать разучивать что-то новое, приводят в «боевое» состояние мышцы своих пальцев. 
Например, вот такие несложные упражнения перед каждым занятием:
1. «Погреемся». Активно потереть друг о друга ладони, чтобы почувствовать тепло.
2. «Погреть каждый палец». Обхватить палец другой ладонью и крутящим плотным движением деликатно помассировать. И так все пальцы по очереди на обеих руках.
3. «Пластилин». Представь, что на ладони лежит кусочек пластили-на. Его надо «размазывать» ОДНИМ пальцем по ладони: сначала движением от края ладони К пальцу, потом – наоборот – ОТ пальца, как бы сковыривая пластилин. 
!!! На сгиб идёт только ОДИН палец, все остальные – ПРЯМЫЕ (если сначала не получается, помогаем быть ПРЯМЫМИ другой ладонью). 
Это упражнение самое сложное и самое нужное, так как каждый палец – СОЛИСТ и у каждого пальца своя партия (движение). Это упражнение включает те мышцы, которые отвечают за независимое от других пальцев движение. 
Работаем с каждым пальцем на обеих руках.
4.«Веер». 4.1. Локти прижаты к ребрам, ладони с растопыренными
 пальцами «смотрят» вверх. Это раскрытый «веер» (рис.4.1).

 


                                                                      .
4.2. Складываем «веер». По очереди слегка ВНАХЛЕСТ накрываем: большой в ладонь, на большой – указательный, на указательный – средний, на средний – безымянный, на безымянный – мизинец сверху (рис.4.2).




 

Одновременно поворачивая получающийся кулачок в сторону большого пальца (вовнутрь) (рис.4.3).

 

 

4.3. Обратно раскрываем «веер», начиная с мизинца, потом безымянный, средний, указательный, большой. 
Получили ладонь с расправленными пальцами, который «смотрят» вверх. 
4.4. Теперь движение будущего кулачка начинает мизинец (в ладонь), на него слегка внахлест безымянный, на него слегка внахлест средний, на него так же – указательный и сверху оказывается большой.

 


4.5. Ну и обратное раскрытие по очереди, начиная с большого пальца, до получения открытой ладони, «смотрящей» вверх.
Делаем 3-5 раз, сначала медленно, позже – в быстром темпе.
5.«Расслабление». Потянуться, напрягаясь, вверх обеими руками, распрямляя позвоночник. 2-3 секунды, после – сбросить напряжение и уже расслабленные руки вниз вдоль тела. Запомнить состояние расслабленности мышц рук и ладоней. 
Эту мышечную память будем включать при постановке левой руки и в дальнейшем, при длительной игре. 

 

5. Посадка гитариста
 

Необходимо приобрести подставку под ногу гитариста, либо сотворить какое-либо возвышение (скамеечку, стопка книг, коробка плотная и т.д.).
На первом этапе важна выработка правильного положения правой и левой рук на гитаре. На это уйдет некоторое время. В зави-симости от этого положения рук в дальнейшем будет или не будет получаться качественный (яркий или вялый, громкий или тихий) звук.

 
Основные действия.
 

5.1. Сесть с прямой спиной на край стула (у сиденья должна быть не мягкая горизонтальная поверхность, типа табуретки).
5.2. Колени рядом друг с другом.
Если провести виртуальную прямую между двумя точками коленей, она будет параллельна линии плеч. Запомним это.
5.3. Под левую ступню ставим подставку гитариста.
5.4. Правую ногу отводим вправо. При этом плечи остаются на месте, параллельными той самой виртуальной прямой между левым и правым коленом (см. пункт 5.2);
5.5. В полученный «размах» ставим гитару на левое бедро на обечайку изгиба корпуса гитары. Три точки опоры для гитары – левое бедро, правое бедро и грудь. Спина прямая, гитару прижимать к себе, а не наклоняться к ней.
5.6. Головка грифа размещается примерно на уровне плеча (у мужчин чуть выше плеча, у женщин вровень).
Повторить посадку с произнесением порядка 2-3 раза для запоминания. Хорошо бы перед зеркалом.

 

6. Правая рука
 

Располагаем раскрытую ладонь напротив резонаторного отверстия. 
Поскольку размеры рук у всех разные, невозможно точно сказать каким местом предплечья правой руки мы облокотимся на корпус гитары. Поэтому будем исходить из положения большого пальца по отношению к резонаторному отверстию.
6.1. Постановочное упражнение для правой руки.
6.1.1. Располагаем раскрытую ладонь напротив резонаторного отверстия (в 2-3 см от поверхности верхней деки) таким образом, чтобы большой палец пришелся напротив верхнего края его середины. Ладонь напряжена и раскрыта. 
6.1.2. Теперь бросаем руку (струны не задеваем пока) вниз до полного расслабления (кисть в нижнем положении болтается). 
Эти несложные упражнения нужны для того, чтобы правая рука запомнила своё положение и появилось ощущение комфорта. Делаем 4-5 раз.
6.2.2. Первый звук при правильном расположении правой руки.
Ставим правую руку как в 6.1.1. Большим пальцем p (боковинкой подушечки ногтевой фаланги) касаемся толстой (шестой) струны, бросаем руку. При этом большой палец p соскальзывает по очереди по всем струнам

Кисть в нижнем положении (рука выпрямлена) расслаблена и “болтается”. Следить за правым плечом, оно расслаблено. Продолжаем вслепую.
Назовём это движение проводка и обозначим так: 

 

6.2.3. Следующее движение – расгеАдо (удар по струнам несколькими пальцами).
Расслабленный кулак располагаем чуть выше шестой струны. При резком опускании кулака раскрываем ладонь (как будто стряхиваем капельки воды), при этом пальцы (a, m, i) одновременно «ударяют» ногтями (их внешней стороной) по струнам (пока по каким получается). Движение руки прекращается в момент полного раскрытия ладони, которая становится параллельна верхней деке.


!!! Это движение рождает довольно громкий звук. Для отработки этого движения можно под струны рядом с нижним порожком подложить тряпочку, салфетку. 
Тренировать это движения до тех пор, пока мышцы правой руки не запомнят расположения над верхней декой в момент начала движения. 

На вопрос: «А это сколько времени займёт?» Можно задать встречный вопрос: «За сколько времени ты сделаешь 500 таких движений?». При-мерно такое количество надо сделать для запоминания мышцами, т.е. до того момента, когда не надо контролировать. За неделю? За два дня? За год? – это твой выбор самоорганизации и мотивации.


6.2.4. «Приглушка» ребром ладони.
Когда расгеАдо стало получаться, добавим «точку» в конце движе-ния – ребром ладони надо накрыть все струны, тем самым приглу-шая их.
                                   
6.2.5. «Бой N 1»
После освоения первых трех движений, совмещаем их и получаем первый «бой» в такой последовательности и на счёт раз-два.
       проводка                 расгеадо             «приглушка»

            раз                                –                          два
Рис.6.2.2 «Проводка»
Первый «бой» для первой песни готов! Поздравляю!
Тренируем эти движения вслепую!!! 

7. Левая рука
7.1. Постановочные упражнение.
Располагаем пальцы (указательный, средний, безымянный, мизинец) левой руки на V VI VII VIII лады первой струны. Запишем это так: 
                          V     VI    VII   VIII    это лады
1         2       3       4      это пальцы левой руки
Фаланги стремятся быть перпендикулярными грифу. 


Большой палец левой руки с обратной стороны грифа размещаем напротив среднего пальца


7.2. «Топчемся» (поднять палец вверх над ладом – поставить об-ратно) на месте по два раза, лады подряд.
           V   V   VI   VI   VII   VII   VIII   VIII    лады
                   1   1    2    2     3     3      4       4      пальцы левой руки
                V   V   VI   VI   VII   VII   VIII   VIII 
                    1   1    2    2      3     3      4      4 
              То же самое
Теперь в обратную сторону
             44 33 22 11 пальцы левой руки
            то же
            То же
7.3. «Топчемся» на месте по два раза, через лад.
                V   V   VII   VII   VI   VI   VIII   VIII    лады
                  1   1    3      3     2     2     4      4     пальцы л. руки
               
И в обратную сторону от к  44 33 22 11 (пальцы л.р)

Когда постановочные упражнения освоены, можно приступать к
Разминочному блоку упражнений. Таким образом, разминка состо-ит из двух частей: массаж пальцев (п.4), и разминочный блок (п.4). 
Этот комплекс позволяет поддерживать мышцы пальцев в тонусе. По времени он занимает от 4 до 7 минут, в зависимости от темпа.

8. Немного теории и советов
8.1. Звук – звуковые волны, создаваемые КОЛЕБАНИЯМИ какого- либо тела, например, струны.
8.2. Звук имеет следующие качества – ВЫСОТУ (частоту колебания), ГРОМКОСТЬ (амплитуда), ДЛИТЕЛЬНОСТЬ (продолжительность), ТЕМБР (состав обертонов – призвуков). Для музыкального звука также большое значение имеет АТАКА (звукоизвлечения) и характер ЗАТУХАНИЯ звука.
8.3. Совокупность всех звуков, расположенных на грифе гитары об-разуют МУЗЫКАЛЬНУЮ СИСТЕМУ. Эти звуки могут быть восходящи-ми и нисходящим и образуют ЗВУКОРЯД.
8.4. Это движение можно сравнить с движением по ступеням лест-ницы, именно так и называют ноты звукоряда – СТУПЕНИ.
Основными называются  семь ступеней звукоряда – белые клавиши и обозначаются римскими цифрами I II III IV V VI VII ступени. 
Устойчивые ступени:  I   III   V . Неустойчивые ступени:   VII   II   IV   VI.
Вводные ступени (вокруг I):  VII  II. Тоника – название I ступени гаммы.
Субдоминанта – название IV ступени гаммы.
 Доминанта – название V ступени гаммы
8.5. Существует путаница с нотами «си» и «си бемоль». 
В западных нотных изданиях – 
                          си – В, си бемоль – В бемоль.
В отечественных изданиях – 
                          си – В, си бемоль – Н (читается «аш»).
8.6. Тюнер (настройщик) – устройство для настройки гитары. Быва-ют: 1) встроенные в корпус гитары; 2) клипса, которая крепится на головку грифа: 3) программа в смартфоне/планшете. Для выступле-ний удобнее первые два, так как смартфон «ловит» все звуки вокруг.
Тюнер распознает звук или вибрацию открытой струны и отображает на экране на шкале. 1Е –  струна, 2В – струна, 3G –  струна, 4D – струна, 5A – , 6E – . 
8.6. Гриф гитары разделен ладами (расстояние от порожка до по-рожка) на полутона (1/2тона). 
Между основными ступенями звукоряда - тон, кроме III–IV и VII–I.
8.7. Остальные ноты – ПРОИЗВОДНЫЕ от основных ступеней. Они получаются путём АЛЬТЕРАЦИИ – повышения (# – диез) или пониже-ния (b – бемоль) основных ступеней. Бекар ( ) знак отмены альтера-ции.
Одинаковые по высоте, но разные по написанию производные ос-новных ступеней (черные клавиши) называются ЭНГАРМОНИЧНЫ-МИ.

8.8. Открытые (неприжатые) струны гитары настраиваются на ноты E H G D A E. Запомните скороговорку «мисисоль – релями».

 
 9.Пишем музыкальные знаки
8.1. Расположение нот на открытых струнах 6-струнной гитары 
 10. Проверь себя
9.1. Впишите в предложения названия нужных нот:
Нота ……. пишется на первой добавочной линейке нотного стана
Нота …… пишется на первой линейке нотного стана
Нота …… пишется на второй линейке нотного стана
Нота …… пишется на третьей линейке нотного стана
Нота …… пишется под первой линейкой нотоносца
Нота …… пишется между первой и второй линейками нотоносца
Нота …… пишется между второй и третьей линейками н.стана

9.2. До третьей линейки нотного стана ноты пишутся со шти-лями ………………., а начиная с третьей линейки – со штилями ……………….  Однако, это правило нарушается, если необходимо со-единить ноты с разным направлениям штилей.
Соедините ноты с разными направлением штилей двумя способа-ми:



11. Творческое задание
 («Сольфеджио» Калинина Г.Ф.)
11.1. Разгадайте слова, спрятанные с помощью нот.

11.2. Придумайте слова, в состав которых входят названия данных нот.


12. Доли. Такт. Размер такта. Паузы
В словах есть слоги ударные и безударные. В музыке есть доли 
(четверти, восьмые) – сильные и слабые. 
Метр – равномерное чередование сильных и слабых долей.
                               Например:
Здесь вАм не равнИна, здесь клИмат инОй  – 4 сильных доли
ИдУт лавИны однА за однОй  – тоже 4 сильных доли
                               ЛЫжи у пЕчки стоЯт   – 3 сильных доли
                               ГАснет закАт за горОй  – 3 сильных доли
ОдИн солдАт - 2 сильных доли
На свете жИл – 2 сильных доли
Предположим, что в примерах сильные доли – четверти, тогда в первом примере получим 4 четверти (4/4), во втором примере – 3 четверти (3/4), в третьем примере – 2 четверти (2/4).
Это и есть размер такта, где такт – отрезок музыки между двумя сильными долями.
Соедините стрелочками паузы и соответствующие им длительности. 
 13. Проверь себя
13.1. Заполни такты в указанных размерах: а) четвертями; б) вось-мыми; в) шестнадцатыми.
13.2. Заполни такты в указанных размерах разными длительностя-ми.
13.3. Укажите нужный размер в музыкальных примерах. 
14. Творческое задание 
(«Сольфеджио» Калинина Г.Ф.)
14.1. Придумайте слова, которые можно приговорить и про-хлопать в данных ритмах.
14.2. Впишите в пустые клеточки мужские и женские имена, подхо-дящие для данных ритмов.
14.3. Решите музыкально-математические примеры.
14.4. Решите примеры с паузами.

15. Постановка пальцев правой кисти 
на струны
Ставим пальцы правой руки на струны сверху на подушечки таким образом:
1.    большой палец p на  струне напротив середины резонатор-ного отверстия;
2.    пальцы i – m – a на    струнах (ногтевые фаланги пер-пендикулярны деке) собраны в мягкий кулачок (это значит пальцы прижаты друг к другу, не растопырены, мизинец «при-клеен» к безымянному – всегда). 
3.    Указательный палец i в двух см от большого пальца (в проек-ции вида сверху образуют почти крест);
4.    Под запястьем много воздуха.

16. Корректирующие упражнения
16.1. Подтягиваем пальцы навстречу друг к другу в направлении, параллельном верхней деке. Для этого сначала надавливаем на струны, потом подтягиваем. Потом ослабляем. Делаем 4-5 раз.
                                                             На подушечках остаются
                                                                    следы от струн.
16.2. Общий щипок. Повторяем 4-6 раз.
16.2.1 Ставим пальцы как в п.9.1. 
16.2.2. Слегка надавливаем на струны и одновременно пальцы со-скальзывают со струн внутрь ладони с получением расслабленного кулачка. Большой палец, как и в кулаке, должен оказаться сверху указательного пальца.
!!! При этом косточка основания среднего пальца в пространстве оста-ётся на месте, а не летит в «космос». 
То есть для правой руки есть две точки опоры: реальная – край гита-ры и виртуальная – косточка среднего пальца.
При сохранении этих точек опоры после щипка при распрямлении пальцев они встают ровно на те же места. Это позволяет лишний раз не контролировать правую руку, то есть играть вслепую.


17.Техника звукоизвлечения
17.1. Апояндо (щипок с опорой). Техникой апояндо играем все щип-ковые упражнения, привыкаем к качественному сильному звуку. 
Большой палец правой руки на шестой струне в статике.  На первую струну ставим два пальца i m (указательный и средний). 
Поочередный щипок по  струне (пальцы i- m как будто “шагают”), нажать – соскользнуть на вторую струну и там остаться (опереться) до следующего “шага” на   струну.  

Не меняя очередность пальцев (как левая- правая нога), переходим на с опорой на, потом на с опорой на. И обратно до .
17.2. Тирандо (щипок).
Ставим кисть правой руки на струны (как в п.9), фиксируем р на  струне. По очереди (начиная с пальца а на , m на , i на )  слегка надавить и соскользнуть внутрь ладошки. Костяшка среднего пальца остаётся на месте. Под запястьем много воздуха. 


18. Разминочный блок упражнений
Выполняется техникой АПОЯНДО. 
18.1. Лады подряд
               С  по    V   VI   VII   VIII   лады
                                           1      2       3          4        пальцы л.р.
Обратно с  по    VIII   VII   VI   V 
                                 4          3      2       1
18.2. Лады через один
              С  по    V   VII   VI   VIII   лады
                                           1       3        2        4       пальцы л.р.
Обратно с  по    VIII   VI   VII   V  
                                 4        2        3       1
18.3. Легато (восходящее, нисходящее)
              С  по    V   VI   VII   VIII   лады
                                           1      2         3        4       пальцы л.р.
                                     Щипок Удар      Щ        У 
Обратно с  по    VIII   VII   VI   V   
                                 4          3       2      1
                                        Щ          У        Щ      У
Щипок апояндо правой рукой, удар (быстрая постановка с замахом) – соответствующим пальцем левой руки по грифу, без щипка правой руки.


19. Темп. Ритм. Базовые ритмические рисунки
Темп – скорость. Задаёт темп метроном.
Ритм в музыке – организация музыки во времени. Ритмическую структуру образует последовательность длительностей – звуков и пауз.
 В качестве метронома будем использовать собственную ступню. Пятка остаётся на месте, стучим пальцами ступни. Два положения для счета – в пол «раз» - вверх «и»; в пол «два» - вверх «и» и т.д. «Раз», «два» - сильные доли, «и» слабые.
Пробуем постучать ногой и посчитать вслух «раз – и», «два – и», «три – и», «четыре – и».

Давайте для начала похлопаем по таблице длительностей, начиная с четвертей. Размер 4/4.
Четверти - «Раз» хлопок(хлоп)+ступня в пол, «и» ступня вверх, «два» хлоп+ступня в пол, «и» ступня вверх, «три», 4 -«че» аналогич-но.
Посложнее восьмые.
«Раз» хлоп+ступня в пол, «и» хлоп+ступня вверх; 
«два» хлоп+ступня в пол, «и» хлоп+пальцы ступни вверх; и т.д.

Шестнадцатые -  «Раз-раз» хлоп хлоп+ступня в пол, «и-и» хлоп хлоп +пальцы ступни вверх; «два-два» хлоп хлоп+ступня в пол, «и-и» хлоп хлоп+ ступни вверх; 3-3-и-и, 4-4-и-и.
!!! Предположим, что четвертная нота звучит 1секунду, соответ-ственно такт 4 ноты – 4 сек. Восьмая 0,5 сек – 8 нот в такте, те же 4 секунды. Шестнадцатые 0,25 сек, 16 нот, те же 4 сек. 
Это означает, что движение нашего «метронома» размеренное, рав-номерное. Один такт – 4 секунды.

Теперь применим это знание к гитаре. Мы ж гитаристы)
19.1. Четверти. Вспомним первое движение по открытым струнам п.6.2.2. – проводка большим пальцем правой руки p по открытым струнам от  к . 
В приведенном упражнении такт 4/4, счёт «раз» - рука вниз, «и» – вверх и т.д. Выполняем со счётом и с отстукиванием ногой.

19.2. Этот же ритмический рисунок можно выполнять общим щип-ком (п.15.2). Обозначается это так:
Где i, m, a – указательный, средний, безымянный пальцы пр. руки

19.3. Восьмые. Все эти упражнения на координацию сначала могут и не получаться, но это временно. Так что – координируем части тела дальше, не огорчаемся и верим в себя!
Все движения пальцев «от себя». На счет «и» проводим любыми пальцами (двумя, тремя – не важно), записан указательный i.
19.4.  Шестнадцатые. 
Сначала похлопаем. «Раз» (пауза, тишина) ступня в пол, «и-и» хлоп хлоп + ступня вверх, «два» (пауза, тишина) ступня в пол, «и-и» - ступня вверх.
На гитаре. Движение указательного пальца i «от себя» «на себя».
Следующий рисунок, движение i «на себя» – «от себя» – «на себя».

20. Творческое задание. 
(Из «Школы ритма» О.Л.Берак)

 
21. Практика. Апояндо
После постановки рук, уверенного исполнения всех предыду-щих упражнений, можно начинать играть первые произведения! 
21.1. «Песенка про кузнечика». Из м/ф «Приключения Незнайки», Слова Николая Носова, музыка Владимира Шаинского.

Как работать с нотами. 
1) Рассмотрим, что здесь изображено. 
Знакомо – нотоносец и 4/4 - размер такта. 
Под нотоносцем – табулатура (TAB) – это безнотное схематическое изображение звуков(лады грифа) на струнах. 
      «+» В гитаре одни и те же ноты можно взять на совершенно разных струнах и в разных позициях(на разных ладах). В нотах отобразить эту особенность довольно сложно и громоздко, а табулатура легко с этим справляется.
В данном примере – одна линейка – это струна (тонкая). Римские цифры на ней – номера ладов (в дальнейшем будем записывать обычные арабские, тк считать палочки римских цифр очень не надёжно), где «0» – открытая незажатая струна. 
       «–» Недостаток табулатуры в том, что не удобно отображать длительности. 
В примере длительность написана над номером лада.
Под номером лада встречается небольшой индекс – 1, 2, 4, 3 – это какими пальцами левой руки этот лад зажимать. 
 Можно, конечно, играть и одним указательным, но на руке есть и другие пальцы, им тоже хочется участвовать в процессе! К тому же, при быстрой игре один палец не будет успевать «летать» по всем струнам, поэтому – учимся сразу играть технично.
2) Просчитаем длительности нот в тактах. Размер 4/4 – 1и2и3и4и.
3) Приступаем к звукоизвлечению. Исполняем техникой апояндо. Обращаем внимание на постановку рук.
4) Moderato (итал.) - умеренный темп.
5) Над тактами цифры – нумерация тактов. В начале затакт (V лад нота ля) и последний 16 такт суммарно дают 4/4. Общее количе-ство тактов должно быть кратно 4. 
Затакт – неполный такт в начале произведения. Для восполне-ния ритмического равновесия восполняется в последнем такте.
Затакт - 
21.2. Творческое задание.
Записать нотами «Песенку кузнечика» на нотном стане. Длитель-ность указана над ладами. После написания играть и петь нотами (сольфеджировать).


В помощь Схема расположения нот на грифе.


 
22. Техника правой руки.
 «Перебор» (арпеджиато)
Правая рука на струнах для выполнения тирандо (п.16.3). 
1) Ставим кисть правой руки на струны (как в п.9), фиксируем р на  струне. По очереди ---- слегка надавить на струну и со-скользнуть внутрь ладошки, получили расслабленный кулачок. По-том по очереди распрямлять. 
При фиксированном положении костяшки среднего пальца при рас-прямлении пальцы встают ровно на те же места. Между запястьем и декой много воздуха, т.е. запястье не опирается на деку.
Выполняем 3-4 раза, одновременно поем ноты открытых струн – соль, си, ми, си, соль.

2) Большой палец правой руки, при фиксированной костяшке сред-него пальца, соскальзывает на соседнюю струну, т.е. выполняет щи-пок техникой апояндо.
Пробуем «пройтись» по басовым струнам –     . Следим за костяшкой среднего пальца, она в пространстве зафиксирована. Кисть не должна «кивать»!
3) Совмещаем эти движения и получаем «перебор» с шестью щип-ками. Повторяем упражнение 4-5 раз. 

22.1. Практика. Тирандо. «Перебор» 6/8.
Разберем Этюд N1 
(этюд – пьеса для отработки технического приёма)
Разберёмся, что здесь нарисовано. 
1.    Нотный стан. Размерность 6/8. Темп не указан, значит – сво-бодный. 
2.    Табулатура с обозначением ладов (арабские цифры вместо римских) на струнах и  пальцы правой руки снизу.
3.    Реприза – повтор фрагмента.

21.2. Творческое задание.
Записать нотами «Этюд N1» на нотном стане. Длительность указана над ладами.
В помощь Схема расположения нот на грифе в п.21.2.

23. Ритмические рисунки. Движения. Запись
23.1. Шестнадцатые. Продолжение разбора движений.
1. Повторяем ритмический рисунок из п.19.4.
2. Сначала похлопаем, чтобы скоординировать руки и ногу (метро-ном). 
«Раз» – хлоп + ступня в пол, «и-и» хлоп хлоп + ступня вверх, «два» хлоп + ступня в пол, «и-и» + ступня вверх.
3. На гитаре.
Теперь вместо паузы делаем щипок тирандо большим пальцем р.
Движения: «Бас-щипок» – «от себя» – «на себя».

23.2. Шестнадцатые. Продолжение разбора движений.
1. Повторяем ритмический рисунок из п.19.4.
2. Разберем счет. Сначала похлопаем. 
«Раз-раз» – хлоп хлоп+ступня в пол, «и-и» хлоп хлоп + ступня вверх, «два-два» хлоп хлоп + ступня в пол, «и-и» – ступня вверх.
4.На гитаре. 
Движение: «Бас-щипок» – «на себя» – «от себя» – «на себя».


23.3. Шестнадцатые. Продолжение разбора движений.
Теперь соединим два ритмических рисунка
Один такт: «Бас-щипок» – «от себя» – «на себя», «бас-щипок» – «на себя» – «от себя» – «на себя»
23.4. Триоли. Разбор движений.
Пожалуй, самый востребованный ритмический рисунок в авторской песне. 
Как видно, на два движения ноги – «в пол» – «вверх» надо сделать три хлопка. Первый хлопок громко, два тише, таким образом акцен-тируется первая нота.

На гитаре.
23.4.1. Триольный «чёс». Разбор движений.

1. Первое движение.  Двигается вся кисть, ладонь раскрыта (парал-лельна деке в 2-3 см), предплечье фиксировано. 
Звук по струнам осуществляется распластанной подушечкой боль-шого пальца правой руки p движениями «от себя» на счёт «1-2-3». 
На счёт «раз» палец начинает движение с басовой струны  громко, «два»-«три» с  тихо. 
2. Второе движение.
Когда первая пульсация отработана, добавляем движение от  вверх к басовым. 
В нижнем положении кисти не поднимаем большой палец от струны, кисть направляется вверх. При этом большой палец скользит (как бы «поглаживая») распластанной подушечкой по струнам.  
!!! Если ногтевую фалангу большого пальца не распластать, то при движении вверх боковинка фаланги будет цеплять струны с образовани-ем конкретного звука, а нужен равномерный шорох.
3. Добавляем к этим двум движениям триольную пульсацию. 
Считаем движения «от себя». На счёт «раз» палец начинает движе-ние с басовой струне  громко, «два»-«три» с  тихо. 
Песня длится примерно 2 минуты, поэтому надо добиться равно-мерной пульсации в течение двух минут под метроном. 
23.4.2 Квартольный «чёс».

Движение большого пальца аналогично выше описанному, только пульсация на 4 (квартоль) – 1и2и.

23.5. ТАБЛИЦЫ БАЗОВЫХ РИТМИЧЕСКИХ РИСУНКОВ с вариантами движений правой руки. 
Как отрабатывать и потом пользоваться этими ТАБЛИЦАМИ?
В шапке таблицы написан ритмический рисунок, в колонке под ним – варианты движений. 
Каждое движение выполняется отдельно как упражнение. 
10-20 раз играем сначала на открытых (незажатых) струнах, потом уже на аккордах, с соблюдением чередования басов - бас1 тоника (I ступень) – бас2. 
В дальнейшем, при разучивании песни с этим ритмическим рисун-ком, можно выбрать 1-2-3 варианта движений правой руки . К при-меру, первый куплет – 1А, последний куплет первые строчки – А6, окончание 1А и так далее. 
Графические обозначения.

23.6. Размер такта 2/4, 4/4 (дважды 2/4).
Примеры песен:
А1: «Бумажный солдат» Б.Окуджава; (4/4) «Вершина» В.Высоцкий;  
А5: «Живописцы» Б.Окуджава; А6: (4/4) «Атланты» А.Городницкий
Б1
В2 «За туманом» Ю.Кукин; В5 (4/4) «Осенние дожди» («Видно нече-го нам больше скрывать…») Ю.Визбор

23.7. Размер такта 3/4.
Примеры песен:
А1: «Люди идут по свету» слова И.Сидорова, музыка Р.Ченборисовой
23.8. Примеры ритмических рисунков 4/4.
Примеры песен:

23.9.  Размер такта 6/8. 

Примеры песен:
А1: 
Б2: «Три минуты тишины» Ю.Визбор
«Перебор» 6/8

Примеры песен:
А1: «Милая моя» Ю.Визбор, 

23.10. Размер такта 12/8. «Окуджавский перебор»
Примеры песен:
«Виноградная косточка»

 

24. Длительность с точкой
Точка увеличивает длительность в половину носителя. 

24.1. Ритмические рисунки. Краткая запись.


25. Баррэ
Все предыдущие разминочные упражнения («веер», «пластилин») готовили мышцы левой руки к баррЭ. 
Упражнение. Указательным пальцем левой руки одновременно за-жимаем все струны на V ладу, средний палец ложится поверх указа-тельного и помогает дожимать для получения звука на всех струнах. 
!!! Струны не должны попадать на сочленения фаланг, так как там про-гиб и качественно прижать струну не получится. Двигаем палец по вер-тикали в поисках оптимального положения.
25.1. Баррэ «проводка».
Большим пальцем p проводим от  к  по два раза, переставляем указательный палец на VI лад (расслабить на V, переставить, при-жать на Vl), потом на VII, потом на VIII  и назад к V ладу. 
!!! Сначала звука на некоторых струнах не будет, на это пока не обра-щаем внимания, при регулярных занятиях это преодолимо. 
V   V   VI   VI   VII   VII   VIII   VIII    лады 

25.2. Баррэ легато.
Упражнение. Указательным пальцем левой руки одновременно за-жимаем все струны на V ладу, средний палец ложится поверх указа-тельного и помогает дожимать для получения звука на всех струнах. 
Большим пальцем p проводим от  к  два раза, после второго ра-за в прижатом состоянии указательного пальца «переезжаем» на со-седний лад. В момент «переезда»  надо дожать указательный палец, чтобы не потерять контакт с грифом. Иначе звук “погаснет” .
 V  VI   VII   VIII  восходящее легато
VIII   VII   VI   V  нисходящее легато


26. Творческое задание.
 («Школа ритма» О.Л.Берак)
Перекличка правой и левой руки. Правая – верхняя строчка, левая - нижняя.

27. Аккорды
Аккорд – одновременное звучание не менее трёх звуков. На гитаре струн 6, некоторые ноты дважды звучат в октаву.

27.1. Буквенное обозначение аккордов
А – ля-мажор                  Аm – ля-минор                А7 – ля-септаккорд 
В – си-бемоль-мажор   В – си-бемоль-минор    В7 – си-бемоль-      
                                                                                                септаккорд
С – до-мажор                  Сm – до-минор                С7 – до-септаккорд
D – ре-мажор                  Dm – ре- минор               D7 – ре-септаккорд
Е – ми- мажор                 Еm – ми-минор               Е7 – ми-септаккорд
F – фа-мажор                   Fm – фа-минор               F7 – фа-септаккорд
G – соль-мажор              Gm – соль- минор          G7 – соль-септаккорд
H – си-мажор                   Hm – си-мажор              H7 – си-септаккорд

27.2. ТРАНСПОЗИЦИЯ наиболее  распространенной последова-тельности аккордов.
                                   Am – A7 – Dm – G – C –  F  –   H7   –  E7(E)    –   Am
+1 тон к Аm             Hm – H7 – Em – A – D –  G  –   C#7  – F#7(F#) – Hm
+1,5 тона к Аm        Cm – C7 – Fm –  B – Eb – G# – D7  –  G7(G)   –   Cm
+2,5 тона к Am        Dm – D7 – Gm – C – F  –  B  –   E7  –  A7(A)   –   Dm
+3,5 тона к Am        Em – E7 – Am –  D – G  –  C  –  F#7  – H7(H)   –  Em


 
28. Готовимся к первой песне
      Вот и подошли к моменту, когда уже можно и петь и аккомпани-ровать себе на гитаре. Гитара уже начала слушаться, появилось по-нимание как извлекать качественный звук.
      Твой голос – тоже музыкальный инструмент, которым надо уметь пользоваться. Но к природным данным нужно добавить знание – как работают мышцы гортани, как влияет положение языка на звук, влияние дыхания, какие бывают регистры,  резонаторы, как их вклю-чать - выключать - переключать. Про все это расскажет педагог по вокалу, к которому стоит обратиться.
     Самостоятельно можно отработать чёткое произношение слов и фраз, так как слова песни должны быть услышаны и поняты. Разви-тию дикции помогают  русские народные скороговорки.
     Существует закон «сценической» скороговорки: чем быстрее речь, тем чётче дикция, тем ярче должен звучать интонационных ри-сунок. Исполнителям авторской песни этот закон тоже надо соблю-дать.
Скороговорки. 
1. От топота копыт пыль по полю летит.
2. Купи кипу пик, пик кипу купи. Купи кипу пуха, кипу пуха купи.
3. Ткет ткач ткани на платки Тани.
4. Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
5. На дворе трава, на траве дрова - раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
6. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
7. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
8. Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку - цап.
28.1. Как работать с новой песней?
1. Кто автор слов, музыки. Найти в интернете историю создания произведения, если интересно. 
2. Сначала разучиваем мелодию по нотам. Если нот нет, то по за-писям. Можно на синтезаторе/смартфоне проиграть мелодию и за-писать нотами/табами для точности воспроизведения.
Есть программы для записи нот+табы – Finale, Notion, Score Creator и другие. Рекомендую закачать и пользоваться, так как работа со зву-ками, слышание интервалов хорошо и эффективно развивает слух.
!!! Не всегда оригинальная тональность удобна для исполнения. Когда вокальный диапазон не позволяет исполнять в оригинальной тонально-сти, надо транспонировать (перевести) в удобную тональность (п.27.2).
3. Разбираем текст песни как стихотворение. Ответим на вопро-сы:
3.1. О чем стихотворение? Почему песня понравилась?
3.2. Какая главная мысль, в какой строчке(куплете) главная мысль или самая сильная эмоция?
3.3. От чьего имени идёт повествование. 
После разбора с новым знанием читаем вслух стихотворение, чётко и внятно произносим слова, особенно окончания слов. 
Эти эмоциональные акценты потом найдут отражение в исполнении песни.
Разучиваем слова.
4.Аккомпанемент.
1.Сначала запоминается последовательность аккордов для левой руки как упражнение с соблюдением размерности (2/4, 3/4, 4/4, 6/8) с постановкой рук и нужных басов, правая рука -  проводка или об-щий щипок.
2.После на выученные аккорды добавляем движения правой руки для этой песни – нужный «перебор» или «бой».
3.Когда аккомпанемент стал получаться легко (т.е. уверенно знаешь какой следующий аккорд, бас), можно начинать петь. Внимание со-средоточено на передачу слушателям основной мысли (эмоции) песни. 
!!! Разучивать аккорды и слова одновременно не советую, так как па-мять впитывает ненужные паузы (из-за трудности перехода от одного аккорда к другому на момент освоения) и в дальнейшем от этих пауз сложно избавиться.

28.2. Разберём песню Булата Окуджавы «Бумажный солдат»
1. Автор музыки и слов Булат Окуджава.
2. Проигрываем оригинальную (Булат Окуджава пел в этой тональ-ности Hm си-минор) мелодию по нотам на клавишах. 
В учебных целях сделаем транпонирование  тональности Hm 
си-минор в Am ля-минор, то есть опускаемся на тон ниже.
1.Hm - F#7 в таблице транспозиции 27.2 изменится на Am - E7(E).
2.Транспозиция мелодии. 
Для удобства транспонирования запишем гамму си-минор  и ля-минор с обозначением ступеней.
2.Теперь подпишем ступени в оригинальной мелодии.

3.Творческое задание.
Написать мелодию в новой тональности ля-минор, опираясь только на подписанные ступени в оригинальной мелодии. 


3. Разобрать текст песни как стихотворение.


4. Аккомпанемент.
4.1. Постановка и разучивание аккордов.
Аккорд Am ля-минор

1.Ставим аккорд: 
- фаланги перпендикулярны грифу (нужно, чтобы «подушечки» не ложились на другие струны и не глушили звук при этом). Если ногти длинные, то перпендикулярность тоже невозможна и опять же - по-душечки будут ложиться на другие струны;
- большой палец левой руки ногтевой фалангой плашмя опирается  на середину тыла грифа примерно напротив среднего пальца;
- локоть и плечи расслаблены.
Проверяем звучание открытой (незажатой) первой струны. Коррек-тируем постановку, если не звучит.
2.«Топчемся» на месте: одновременно поднять все пальцы над ла-дом - поставить на место. 10-20 раз. Пальцы не должны «рассыпать-ся». 
!!! Первый аккорд – самый сложный, так как пальцы левой руки редко отдельно друг от друга работали в жизни (исключение – у левши). Если сразу не получается – верим в себя, продолжаем  заниматься – и все по-лучится!
3.Следующее упражнение: ставим аккорд - делаем «проводку» с нужного баса - бросаем руку вниз - поднимаем руку - ставим аккорд. Мышцами запоминаем положение пальцев на грифе, включаем так-тильную память.
!!! Сначала можно подсматривать, потом нужно добиться автоматиз-ма и ставить аккорд на гриф вслепую. 

4. Добавляем второй аккорд. 
 
Е ми-мажор
 
Аппликатура (расположение пальцев) такая же как в  Am ля-миноре, только на струну выше. Поэтому после упражнений для Am, перено-сим одновременно пальцы на струну выше.
!!! Пальцы «захотят» пошагово  перебираться. Для одновременности «приклеиваем» суставы пальцев друг к другу, получается жёсткая кон-струкция, которую легко переставить.
5. Играем последовательность аккордов с нужным «боем 
Am/ Am/Am/E
E   /E     /E    /Am


 
6.Ну вот, предварительная работа проделана, можно песню «соби-рать». (Аккомпанемент адаптирован для начинающих гитаристов).
БУМАЖНЫЙ СОЛДАТ
Б.Окуджава

 
     Am
                                                                
Один солдат на свете жил
                                               E
                                                      
Красивый и отважный,
                                                                             
Но он игрушкой детской был:
                                                               Am
                                                                         
Ведь был солдат бумажный.

Он переделать мир хотел,
Чтоб был счастливым каждый,
А сам на ниточке висел:
Ведь был солдат бумажный.

Он был бы рад – в огонь и в дым,
За вас погибнуть дважды,
Но потешались вы над ним:
Ведь был солдат бумажный.

Не доверяли вы ему
Своих секретов важных,
А почему? А потому,
Что был солдат бумажный.

А он, судьбу свою кляня,
Нетихой жизни жаждал.
И всё просил: «Огня! Огня!» –
Забыв, что он бумажный.

В огонь? Ну что ж, иди! Идёшь?
И он шагнул однажды,
И там сгорел он ни за грош:
Ведь был солдат бумажный.  

 


29. План разминки для ежедневных занятий.
         Все упражнения подобраны таким образом, чтобы у тебя выра-боталась привычка к правильной постановке рук, а после появления привычки – повторение и коррекция. 
Сначала разминаем правую руку, потом левую и только  потом од-новременно. Все упражнения выполняются вслепую.
Этот «разминочный блок» занимает по времени не более 7 минут.
1.Занятие начинается с массажа ладоней, пальцев (стр.9). «Погреем-ся», «Погреть каждый палец», «Пластилин», «Веер», руки вверх – бросить вдоль тела. 1-2 минуты.
2.Упражнения для правой руки. На открытых (незажатых) струнах. Выполняются в удобном темпе, насквозь без пауз.
2.1. «Бой N1» (стр.14);
2.2. Заменяем проводку на щипки по басам:

2.3. Сразу переходим на ритмический рисунок 23.1.  - «от себя» - «на себя»,  - «от себя» - «на себя»,  - «от себя» - «на себя»;
2.4. Переходим на следующий ритмический рисунок 23.2.  - «на себя» - «от себя» - «на себя»,  - «на себя» - «от себя» - «на себя»,  - «на себя» - «от себя» - «на себя»;
2.5. Переходим на усложнённый ритмический рисунок.
2.6. Корректирующие упражнения (п.16). Очень важное упражнение, так как в процессе игры, постановка правой руки деформируется и качество звукоизвлечения падает. Это упражнение возвращает руку в нужное положение и правильную привычку.
Подтягиваем пальцы навстречу друг к другу. 4 раза.
Общий щипок. Косточка среднего пальца фиксирована в простран-стве. 4 раза.
2.7. Арпеджиато или «перебор» тирандо при фиксированном боль-шом пальце p на  струне. Плечо и кисть расслаблены, косточка среднего пальца в пространстве в статике.

2.8. Арпеджиато или «перебор»,  большой палец p играет апояндо, на первых струнах тирандо. Плечо и кисть расслаблены, косточка среднего пальца в пространстве в статике.
3. Упражнения для левой руки.
3.1.  «Подряд» V VI VII VIII. Апояндо. На шестой струне апояндо большим пальцем. При смене пальцев кисть неподвижна.

3.2. «Через один» V VII VI VIII.

3.3. «Легато»

4.Баррэ.
4.1.Баррэ «проводка» (п.25.1).      V  VI VII VIII VII VI V
4.2.Баррэ легато (п.25.2)       V  VI   VII   VIII VIII   VII   VI   V  

5.Упражнения для повышения техники.
5.1. С  по  и обратно V VIII VII VIII VI VIII VII VIII
                                               1   4   3    4     2    4    3   4
5.2.В позиции баррэ с  по  и обратно то же самое.
5.3.Хроматическая гамма.


 

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005