Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

История Московского конкурса

Из истории московского конкурса*


XXIV Московский конкурс авторской песни ведёт свою родословную от первого конкурса, который состоялся в городе Москве в далёком 1959 году, когда, вдохновлённые песнями, прозвучавшими на Фестивале молодёжи и студентов 1957 года в Москве, московские студенты решили попробовать петь сами. К 1959 году организационная работа была завершена, и весной 1959 года состоялся, силами шести московских ВУЗов, первый в Москве, а значит и в мире конкурс русскоязычной поэтической, авторской песни, которая тогда, конечно же, так не называлась, а носила скромное и непонятное название студенческой песни. С первым конкурсом связаны имена таких хорошо известных впоследствии авторов как Ада Якушева и Юрий Визбор. Именно их песни стали тогда песнями-лауреатами этого конкурса. И с тех пор московские конкурсы проводились сначала с периодичностью раз в год, потом с периодичностью раз в два года, потом некоторое время конкурсы были запрещены Советской властью и возобновились уже в перестроечные годы и с тех пор продолжаются, слава Богу, без перерывов. Средняя периодичность, тем не менее, так и осталась раз в два года.

     Очень важным обстоятельством московских конкурсов является то, что сама эта система позволила собрать вместе людей, которые считали, что они занимаются именно этой песней, а не какой-то другой. И именно как равнодействующая разных мнений на тему что такое авторская песня, именно на равнодействующей, которая возникла среди тех людей, которые собрались вокруг этих конкурсов, именно таким образом и определилось само жанровое понятие авторская песня. Дело в том, что разрозненные авторы, которые каждый сам по себе чего-то сочиняют, не представляют собой никакого единства, до той поры пока не возникнет вот это ощущение, что да, мы вместе занимаемся одним и тем же видом деятельности. И вот это ощущение единого вида деятельности возникло в России благодаря системе именно Московских конкурсов.

    Конкурсы проводились с 1959 года по, приблизительно, 1965 год только в Москве. И только после этого, под впечатлением посещений московского конкурса, возник конкурс в Петербурге, потом в Новосибирске. Когда конкурсы были запрещены, в 1967 году, нечто подобное стало проводиться в Подмосковных лесах под названием Слёты московского клуба студенческой песни. И именно это явление породило впоследствии Грушинский фестиваль и множество других лесных фестивалей, которых сегодня в каждые выходные года проводится не менее двух-трех в разных городах и весях нашей великой и необъятной Родины.

    В этом году конкурс проводится уже в 24-й раз. Лицо конкурса можно определить по двум группам имён. Первое это председатели и члены жюри, и второе это — кто же победители этих конкурсов. В Московском конкурсе оба этих списка весьма внушительны. Начиная от композиторов и поэтов 60-х годов, возглавлявших жюри московского конкурса, таких как Никита Богословский, Аркадий Островский, Эдуард Колмановский, Лев Ошанин, до таких имен как мэтры авторской песни: Булат Окуджава, Александр Городницкий, Александр Мирзаян (который долгие годы возглавляет московское жюри), Дмитрий Сухарев. В прошлом году, как бы закольцовывая традицию, председателем жюри был опять же композитор, автор множества песен Владимир Дашкевич. Среди лауреатов, кроме названных Визбора и Якушевой, можно назвать практически всех московских авторов, таких как Вероника Долина, Вадим Егоров, Александр Суханов, Сергей и Татьяна Никитины дуэтом и в составе ансамбля, Виктор Луферов, Александр Мирзаян, Владимир Бережков, Юрий Лорес, ленинградцы Юрий Кукин, Евгений Клячкин. Конкурс продолжает открывать и делать достоянием широкого слушателя имена новых авторов, среди которых можно назвать за последние годы: Елену Фролову, Татьяну Пучко, Александра Щербину, Киру Малыгину.

    Отличительной особенностью московского конкурса является его длительный характер проведения — в течение года. Первые туры начинаются практически за год до того, как состоится заключительный третий тур. Обычно московский конкурс проводится в 3 тура. И на протяжении года ведётся большая кропотливая работа по поиску интересных авторов и исполнителей, по прослушиванию и отбору всех желающих принять участие в этом конкурсе. Его открытость и демократичность является традиционной. Параллельно с прослушиваниями работают мастерские по анализу и разбору творческих удач и неудач конкурсантов. Количество принявших участие в первом туре обычно составляет несколько сотен человек, из которых на второй тур выходит уже около одной сотни человек. После чего, уже в режиме нескольких концертов определяются участники заключительного тура конкурса, которых по Положению о конкурсе не должно быть в этом концерте более 30-ти. И высокое жюри определяет лауреатов и дипломантов конкурса, причем, не имея заранее определенных количественных параметров. Лауреаты могут как быть в этом году, так и не быть вообще. Главное, чтобы творческий уровень был достаточно высоким.

 

     С первых конкурсов сложилась система номинаций, среди которых главной является заглавная фигура поэта с гитарой, барда, автора, который поёт песни собственного сочинения на собственные стихи и музыку в собственном, как правило, сопровождении, чаще всего на гитаре, хотя не исключаются и другие инструменты. Традиция переводить на язык песни русскую поэзию сложилась тоже параллельно с существованием системы московских конкурсов и представлена такими замечательными авторами как Александр Дулов, Сергей Никитин и Виктор Берковский и так далее. Эта вторая номинация называется  "автор песен на стихи других поэтов". Остальные три номинации исполнительские, отличаются друг от друга по числу звучащих голосов в номере. От одного голоса — солист в любом сопровождении, будь то даже симфонический оркестр, два голоса — дуэт, от трёх и выше — ансамбль.

 

   Начиная с 1998 года, московский конкурс проводится в связке с Международным фестивалем авторской песни, который также раз в два года проводится в Санкт-Петербурге и называется "Петербургский аккорд". В этом году это Петербургский аккорд-2008. Петербургский аккорд унаследовал схему и структуру проведения Всесоюзных фестивалей авторской песни, которые проводились силами, в том числе, московского клуба в 1986-1990 годах, ещё во времена существования Советского Союза.

    Последние шесть лет московский конкурс проводится в связке с ещё одним фестивалем, это московский открытый фестиваль в Коломенском. Именно там мы начинаем наш конкурс, и победители конкурса принимают участие отдельной страничкой и в этом фестивале тоже. А по итогам Московского конкурса формируется делегация для участия в Петербургском аккорде.


*Расшифровка записи речи А.Костромина, январь 2008 г.

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005