Егор Верюжский (Black George) (Киев)
«Определение авторской песни»
В одной из рассылок, на которые я подписан, встретилось такое вот предложение: «Кстати, можно (когда наберется достаточное количество определений и будет сказано достаточно слов об этом, можно провести подобие мини-референдума по определению авторской песни. Цель – не установление формального определения, а выяснение, к чему больше склоняется народ)» (Антон Сафин, polnolunie@mail.ru)
Попытка дать определение авторской песни заведомо обречена на провал по той простой причине, что авторская песня (как, впрочем, и многие другие течения) может рассматриваться как минимум с трех позиций. Во-первых, можно попытаться проанализировать песни как продукт творчества. Во-вторых, можно начать с определения множества авторов, которые олицетворяют это направление. В-третьих, можно сделать попытку создать групповой портрет слушателей. Во всех трех случаях мы придем к разве что к разным проекциям целого, что в общем-то и нет так уж и плохо.
(Я уже не говорю о том, что можно до хрипоты спорить о том, чем может быть авторская песня в идеале и чем она является на самом деле. Но я, пожалуй, оставлю эту тему для иступленных фанатиков жанра и их не менее безглазых оппонентов).
Даже самый беглый взгляд на «авторские песни» приводит к двум взаимно исключающим чувствам. Первое выражается в восклицании «насколько же все похоже и предсказуемо!», второе – это удивление по поводу того, насколько разнообразными бывают отклонения от мэйнстрима. На фоне засилия традиционными дворовыми техниками и оскорбительно предсказуемыми гармониями – редкие образчики незаурядного подхода к звуку. На фоне бесконечных текстов на избитые темы – еще более редкие Слова, которые стоят того, чтобы быть высказанными. Ну и конечно же исполнение, невыразительность которого направлена скорее на сокрытие недостатков, чем на проявление достоинств.
К счастью, не все так плохо. Упомянутые выше отклонения от нормы, хотя и обеспечивают право на существование тысяч неуклюжих эпигонов, но никак не позволяют определиться с тем, что же такое авторская песня. Попытка дальнейшего углубления в анализ сходств результатов творческих процессов опять-таки рисует беспросветные картинки...
Неудачное название направления (авторская песня) как бы заранее превозносит метод – саму идею исполнения автором своих произведений, отодвигая в сторону цель, ради которой он этим занимается. Вспоминаются поклонники автоматического письма, для которых самодостаточную ценность представлял способ получения результата, чего нельзя сказать о самом результате творчества.
В данном случае в роли метода выступает сам автор. Или, если постараться быть более точным, – его участие в исполнении. Казалось бы, вот же оно, это самое искомое определение! Ан нет. Тогда любая мамаша, напевающая над ребенком, будет сродни Веронике Долиной, а всякий мычащий под забором алкаш окажется коллегой Окуджавы. Ведь они тоже авторы!
С другой стороны, толпы исполнителей чужих песен уже давно стали нормой в наших клубах авторской песни. Иногда просто оторопь берет, когда на сцену выходит очередной бард, и начинает бодро лабать чужие песни. Хотя, ежели разобраться, что в этом такого авторского? Филармония, да и только. :-)
Если же вернуться к настоящим авторам, то наблюдая за их поведением на сцене, возникает чувство дискомфорта уже совсем по другой причине. Для выступления требуются не только поэтический талант да способности композитора, но и адекватные вокальные данные, актерское мастерство, знание основ режиссуры и многого, многого другого, чему мало кто из авторов учился или хотя бы пытался.
Так что перед нами на сцене один за другим проходят в чем-то талантливые, но все равно – дилетанты. Которые радуют публику, которая в большинстве своем состоит из таких же самых авторов, разве что – лишенных таланта...
Вот и получается, что авторская песня – это не более чем многоликий компромисс между желанием и неумением.
Егор Верюжский (black@alfacom.net)
9 ноября 1999 года, relcom.music