Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

УЧЕНИЕ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО, СОВРЕМЕННОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ — НАУЧНАЯ ОСНОВА ИСКУССТВА

УЧЕНИЕ К. С. СТАНИСЛАВСКОГО, СОВРЕМЕННОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ — НАУЧНАЯ ОСНОВА ИСКУССТВА ЗВУЧАЩЕГО СЛОВА

В основе учения К. С. Станиславского о словесном действии — целенаправленность речи и та цель, кото­рая побуждает читающего к активному словесному действию. «Говорить — значит действовать»,— указы­вал Станиславский. Чтобы взволновать слушателей, доставить им наслаждение, в чем-либо убедить их, направить их мысли и чувства в том направлении, как этого хочет говорящий, звучащее слово должно быть живым, действенным, активным, преследующим конкретную цель. Ту цель, которая побуждает читаю­щего или говорящего к активному словесному дейст­вию, К. С. Станиславский назвал действенной зада­чей. Действенная (творческая, исполнительская) за­дача является средством для побуждения к творческой работе в процессе подготовки произведения к испол­нению. Действенная задача непосредственно связана с идейно-эстетическим замыслом автора произведения и подчиняется сверхзадаче — главной цели чтения, ради которой исполняется данное литературное произведе­ние. Сверхзадача выражает стремление вызвать у слу­шателей самые возвышенные, благородные чувства — любовь к родине, женщине, матери, уважение к тру­ду — или чувства презрения к лени, предательству, лжи.

Определение сверхзадачи исполнения начинается с мотива, который вызывает желание рассказать о про­читанном и прочувствованном («Для чего я хочу рас­сказать, какую цель преследую своим исполнением, что заставляет меня говорить об этом и таким именно образом, чего я хочу добиться от слушателей»),

Литературовед исследует действие с целью понять характер персонажа, идейную направленность произ­ведения. Исполнитель же рассматривает все это еще и с позиции рассказчика, которому важно раскрыть данный характер слушателям. Происходит активное, подробное раскрытие подтекста произведения. Однако конкретный план действия еще не уточнен, а сущест­вует в виде общего замысла. Только потом, при уточ­нении логики действий, чувств, обстоятельств, проис­ходит вторичная конкретизация действенной задачи (сверхзадачи).

Решающая роль в действенности выразительного чтения принадлежит видению. Чем ярче картины, нарисованные исполнителем в его собственном вооб­ражении, тем глубже его взволнованность при описа­нии этих картин, тем проще для него выполнение задачи — «нарисовать» словами текста эти картины слушателям. Яркое, впечатляющее видение оживляет образы произведения, помогает глубже понять автор­ский текст, сделать его «своим» и таким образом силь­нее воздействовать на слушателей. Воображение ак­тивно участвует в создании яркого, впечатляющего видения, помогает чтецу дорисовать картины, харак­теры, события, намеченные автором и живой действи­тельностью. Представления передаются в процессе выразительного чтения через многообразие ассоциа­ций, связанных с личными впечатлениями и жизнен­ным опытом чтеца. Одни возникающие ассоциации влекут за собой другие, что обусловлено жизненными связями явлений действительности. Ассоциации ведут за собой воображение читающего и вместе с тем огра­ничивают это воображение, не дают ему оторваться от живой действительности. Яркие, впечатляющие виде­ния и ассоциации связаны не только с зрительными, но и со слуховыми, обонятельными, вкусовыми пред­ставлениями. Для развития активного воображения читающий должен «принимать на себя» предлагаемые автором обстоятельства. Этот прием К. С. Станислав­ский считал очень полезным и эффективным, неодно­кратно подчеркивая «магическую силу» словосоче­тания «если бы».

В работе над видениями внимание читающего сосредотачивается на выполнении задачи — как можно правильнее «увидеть» отраженную автором действи­тельность. Когда же задачей становится передача ви­дений слушателям, то внимание направляется не на то, чтобы еще раз «рассмотреть» отображенную в тек­сте жизнь, а в соответствии с намеченной целью чтения, реализующейся в конкретном словесном действии, передать, «внедрить» эти видения в сознание слуша­телей, «заразить» их этими видениями.

Яркие, впечатляющие видения и ассоциации помо­гают выявить подтекст — все то, что скрывается за словами, а именно — мысли, часто не высказанные в. словах, тайные намерения, желания, мечты, различ­ные чувства, страсти и, наконец, конкретные внешние и внутренние действия героев, в которых все это объ­единяется, синтезируется и воплощается.

Вскрытие подтекста, оживление его в видениях происходит тогда, когда исполнитель вдохновляется той задачей, ради которой он читает данное лите­ратурное произведение. В ярком, своеобразном подтексте проявляется индивидуальность чтеца, его жи­вое, действенное отношение к произведению. Но сле­дует помнить, что неверное вскрытие подтекста влечет за собой искажение идейно-эстетической сущности произведения.

Необходимым компонентом действенности выра­зительного чтения является общение между исполни­телем и слушателями. Чем полнее и глубже это об­щение, тем убедительнее, ярче звучат при чтении сло­ва авторского текста. Развитие умения установить внутренний контакт со слушателями во время испол­нения того или иного литературного произведения фактически начинается уже в процессе работы по целенаправленному произнесению художественного текста. Подлинное и полноценное общение органи­чески возникает как потребность исполнителя поде­литься с аудиторией теми мыслями, чувствами и на­мерениями, которые накоплены им в процессе работы над литературным произведением.

Общение — это обязательно взаимодействие со слу­шателями, обусловленное действенной задачей, а не просто словесное обращение к аудитории. Даже в самом начале работы, при чтении текста по книге, внимание исполнителя постоянно направляется на мысленный посыл содержания текста слушателям.

Большинство произведений, изучаемых в школе, читаются на прямом общении со слушателями. Этот вид чтения наиболее действенный и целенаправлен­ный, так как учит владеть аудиторией, делает речь живой, естественной, доходчивой.

В процессе исполнения некоторых произведений чтец пытается разобраться в них, стремится выяснить какой-то вопрос, прийти к определенному выводу, убе­дить себя в правильности определенной идеи. Испол­нитель при этом не забывает о слушателе, он воздей­ствует на него, но не прямо, а косвенно — это самооб­щение.

При общении с воображаемым слушателем испол­нитель обращается к отсутствующему собеседнику, стремясь воздействовать на него. Если при самооб­щении исполнитель как бы разговаривает с самим собой, то при общении с воображаемым слушателем он разговаривает с кем-то, кого сейчас перед ним нет. На общении с воображаемым слушателем читаются произведения, написанные в форме непосредственного об­ращения автора к определенному лицу, объекту. На­пример, стихотворения А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд...», Н. А. Некрасова «Памяти Добро­любова».

Таким образом, выразительно прочитать литера­турное произведение — значит уметь действовать сло­вом в процессе чтения, то есть: 1) произносить текст литературного произведения целенаправленно, опре­делив действенные задачи, сверхзадачу и активность их выполнения; 2) «оживлять» в своем воображении действительность, отображенную в произведении и передавать свои «видения» слушателям; 3) уметь пробуждать эмоциональный отклик у слушателей на содержание художественного текста; 4) выявлять подтекст; 5) устанавливать контакт с аудиторией в процессе чтения.

Освоение и познание художественного произведе­ния и его творческого воплощения в звучащем слове требует исполнительского анализа. Как творческий, целенаправленный процесс, исполнительский анализ охватывает несколько этапов работы над текстом для подготовки его к выразительному чтению: 1) отбор данных литературоведческого анализа — сведений об эпохе, жизни, мировоззрении художника, его места в общественно-политической и литературной борьбе; 2) работу над языком произведения — выявление труд­ной лексики, слов и выражений, непонятных для на­циональных студентов, анализ языка, средств худо­жественной выразительности, индивидуальной язы­ковой манеры писателя, языка персонажей; 3) про­никновение в изображенную писателем жизнь, яркого видения отображенных им явлений жизни, отношений героев, фактов, событий, проникновение в мысли и чувства писателя, определение действенных задач и сверхзадачи чтения, подтекста, предлагаемых обстоя­тельств, вида общения; 4) углубленную работу над логикой; 5) работу над техникой чтения.

Возможно и сочетание в чтении одного произведения само­общения и общения с воображаемым слушателем. Так, чтение стихотворения А. С. Пушкина «К Чаадаеву» начинается с само­общения, а завершается общением с воображаемым слушателем («Товарищ, верь!»).

Литературоведческий поиск осуществляется на современном уровне науки. Работы М. М. Бахтина, Ю. Т. Тынянова, Ю. М. Лотмана, Ю. В. Манна, М. Б. Храпченко, А. В. Чичерина, П. Г. Пустовойта, Д. С. Лихачева и других исследователей помогают рассматривать каждое художественное произведение в контексте всего творчества писателя, его мировоз­зрения, исторической эпохи. Это дает возможность правильно понять содержание литературного произ­ведения, дать ему верную эстетическую оценку. В про­цессе работы над языком, индивидуальным стилем писателя, трудной для национальных студентов лек­сикой преподаватель должен использовать статьи по лингвистическому анализу художественного текста, владеть лингвистическим и историко-бытовым ком­ментарием.

За последние десятилетия успешно разрабатываются вопросы лингвистического и лингвостилистического анализа художественных произведений; нуж­ный материал преподаватель найдет в трудах В. В. Ви­ноградова, Н. М. Шанского, Л. Ю. Максимова, Л. А. Но­викова, Л. Г. Барласа и других ученых-филологов.

При подготовке к чтению конкретного литератур­ного произведения упор делается на тех или иных этапах анализа. Так, если читающий достаточно полно знает биографию писателя, эпоху, в которую он жил, хорошо разбирается в содержании произведения, ему понятны все слова в произношении, то основное внимание он уделит действенному анализу, то есть опре­делит сверхзадачу чтения — главную цель, ради кото­рой и будет читать слушателям данное произведение, действенные (исполнительские) задачи каждой части текста; найдет яркие, точные видения и ассоциации на основе жизни и событий литературного произведения; поверит в предлагаемые обстоятельства; встанет как бы в позицию участника, свидетеля происходящих событий; проникнется мыслями и чувствами автора и его героев; выявит свое отношение к содержанию про­изведения; овладеет логикой и техникой речи для действенного донесения до слушателей текста, целе­направленного воздействия на их мысли, чувства, во­лю, воображение.

 

В кн.: Никольская С. Т. и др. Выразительное чтение: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /С. Т. Никольская, А. В. Май­орова, В. В. Осокин; Под ред. Н. М. Шанского.— Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990.— С.13.

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005