Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

А. Костромин. Рецензия на книгу "Пятьдесят российских бардов"

Рецензия на книгу: Пятьдесят российских бардов: Справочник / Сост. Р.Шипов. — М.: Изд-во «Вагант-Москва», 2001.

 

       Положение авторской песни (АП) в системе российской культуры на протяжении всей её (АП) истории было и остаётся зыбким и неопределённым, поскольку сам предмет АП так и не обрёл чёткого определения. Именовавшаяся в разные годы то туристской, то студенческой, то самодеятельной, АП всегда отличалась неким “самосознанием”, всегда осознавала саму себя в противопоставлении официальной песенной масскультуре. “Современный фольклор городской интеллигенции” (так определял тему драматург А. Володин в те забытые шестидесятые) поддерживал сам себя: городская интеллигенция создавала некоторые песенные произведения, которые сама же пела в своём городском быту, не определяя формальных рамок нового “вида искусства”. И если песенки имярека начинали распеваться в этой среде, имярек оказывался причисленным к “тайному ордену” бардов, зачастую даже не подозревая об этом.

       Традиция определять принадлежность произведения к “жанру АП” через принадлежность создателя произведения к определённому кругу лиц относится к попыткам определить явление не по его внутренним свойствам, а по его внешним проявлениям (так что традиция эта вполне неправильная методически) и возникла в результате безуспешных попыток определить АП формально. (Именно так, через людей, определена АП, в частности, в системе ББК 1997 года: “85.987. Музыка профессиональных и самодеятельных бардов”.) (1) Но как определить, является тот или иной человек с гитарой “бардом” или не является?
       Библиографический справочник “50 российских бардов” (составитель Р.А. Шипов), вышедший в издательстве “Вагант —
Москва” в 2001 году, решает этот вопрос однозначно по крайней мере относительно пятидесяти человек (так что Олег Митяев теперь может не беспокоиться, то причисляя себя к бардам, то объявляя о противоположном). Составитель последовательно провёл (неправильную!) методическую линию, собрав под одной обложкой людей весьма друг от друга далёких. Объединяет всех один-единственный внешний признак: каждый из них создал в своё время хотя бы одну песню, которая стала вести отдельное от автора существование, которую по собственной инициативе запели в интеллигентских компаниях, — то есть, по определению Б. Окуджавы, “думающую песню для думающих людей”.

       (Заметим в скобках, что именно этот способ существования — в отрыве от автора — прокламировался идеологами бывшего основным до начала 1980-х термина “самодеятельная песня”, подразумевавшими под “самодеятельностью” вовсе не художественную самодеятельность масс, а вполне определённый адрес и связанный с ним формальный метод, при выполнении которого песня начинала жизнь самостоятельную, читай — “самодеятельную”).

      И в то же время во вступительной статье заявлено, что “справочник преимущественно касается авторской песни как вида искусства” (курсив мой — АК). Ни более, ни менее. То есть составитель обособляет АП вовсе не на уровне “компании”, а на том же уровне, на каком проходят различия между скульптурой и живописью, литературой и архитектурой, театром и декоративно-прикладным искусством… Утверждение более чем спорное, но задуматься заставляет.
       Библиографический указатель, посвящённый собственно АП, без скидок и компромиссов, издаётся впервые (2) и представляет
собой логичный и совершенно необходимый шаг в научном осмыслении явления. Составитель проделал поистине огромную работу, посвятив ей более 12 лет (основу справочника составили материалы, публиковавшиеся в журнале “Библиография” под рубрикой “Любителям авторской песни” в 1988 – 2000 гг.). В результате в справочник помещено более 9000 названий – цифра впечатляющая.
       Справочник состоит из 48 разделов, первый из которых посвящён АП в целом, а остальные 47 — творчеству собственно
бардов. То, что разделов 47, а бардов 50, объясняется просто — в одном из разделов рассмотрен творческий дуэт А. Иващенко — Г. Васильев, а в другом и вовсе трио — А. Охрименко, С. Кристи, В. Шрейберг.
       Объясняя способ формирования книги, составитель пишет: “...Отбирались авторы, имеющие достаточно представительный
список публикаций, фактически характеризующий меру общественного интереса к их творчеству. При этом, естественно, среди авторов оказывались преимущественно барды, внесшие относительно больший вклад в развитие авторской песни, то есть в большинстве — барды более старших поколений”. Итак, кто же они — российские барды?
       Коллектив получился весьма пёстрый. Возраст: от 1889 до 1963 годов рождения. Профессиональные литераторы (включая
журналистов) – ровно половина, 25 человек. Композиторов, стихи как правило не пишущих – 4. Артистов,

профессиональных выступальщиков – 13. Академиков естественных наук – 2. Докторов тех же наук – 3. Кандидатов всё тех же наук – 4. Закончивших аспирантуру – 1. Подданных США, Израиля и Германии — 4. Инструкторов туризма, бизнесменов и министров — по одному.
        Выделяется и тройка лидеров: Окуджава — Высоцкий — Галич наряду с персональными разделами указателя удостоились
совместно отдельного подраздела в разделе “Авторская песня в целом”. При этом очевиден подавляющий библиографический перевес В. Высоцкого, объёмы только библиографических указателей которого (ссылки на них помещены в справочнике) намного превосходят объём рецензируемой книги... С одной стороны, это оправдано масштабом личности барда и многолетней уже работой Государственного культурного центра-музея В. Высоцкого (аналогичных учреждений в авторской песне больше нет), а с другой — наводит на мысли о несколько отличающемся в данном случае механизме “общественного интереса” и приводит к резонному вопросу: а почему, собственно, в справочник не вошли, например, А. Северный и А. Розенбаум, имеющие “представительные списки публикаций”?
        Историю АП составитель ведёт от А. Вертинского, то есть ещё с досоветского периода России. “Основоположник русского
шансоньерства”, как его называл А. Галич, одиноко возвышается над другими, отделённый революцией, эмиграцией и тридцатью годами жизни — ибо ровно на столько моложе Вертинского родившиеся в Гражданскую Е. Агранович, А. Галич и М. Львовский. Двадцатые годы представлены М. Анчаровым, Б. Окуджавой, троицей А. Охрименко — С. Кристи — В. Шрейберг и замыкаются Ю. Алешковским. Родившихся в тридцатые — большинство, 21 человек: именно они сформировали неповторимый песенный дух шестидесятых. Ю. Визбор, А. Якушева, Ю. Ким, В. Высоцкий, В. Берковский... 10 человек родились в 40-х , 6 — в 50-х. Завершает исторический обзор М. Щербаков, родившийся на тридцать лет позже А. Городницкого. График дат рождения бардов на удивление точно совпадает с графиком изменения “степени общественного интереса” к АП...
       В представлении материала составитель проявил недюжинную методичность. В каждом из разделов представлены сначала
списки справочных материалов — преимущественно библиографических указателей из вышеупомянутой рубрики “Библиографии”, — после чего следуют материалы, представляющие собственное песенное творчество того или иного барда в незыблемой последовательности: “Отдельные издания” — “Публикации в периодической печати” (нотные издания каждый раз составляют отдельный подраздел). Затем следуют непесенные публикации самого автора, следом — публикации о нём. И завершается библиографическая картина представлением творчества барда в цвете и звуке — дискографией и магнитографией (если таковые имеются), сцено- и фильмографией (у кого есть). Предваряет же всё это краткое жизнеописание каждого из участников книги, снабжённое, конечно, соответствующей фотографией.
       Поскольку книга составлялась на основе отдельных публикаций, зачастую разделённых несколькими годами, обойтись без
некоторых шероховатостей не удалось. И, пожалуй, главная из них — некоторая несамодостаточность справочника: в то время как по большинству бардов представлены достаточно представительные списки, охватывающие весь временной интервал публикаций, ряд авторов представлен списками только за последние годы. Так, список “Статьи в периодической печати” о творчестве Б. Окуджавы начинается лишь с 1992 года; соответствующие разделы, посвященные А. Галичу — с 1988, Ю. Киму — с 1985... Конечно же, в справочнике представлены ссылки на более ранние и, по-видимому, более полные библиографические источники, но читатель зачастую оказывается лишённым непосредственной возможности найти весьма важную публикацию предыдущих лет. Например, публикация в газете “Неделя” №1 за 1966 г “Песня единая и многоликая” явилась своего рода “программным заявлением” группы бардов. Под “своим” названием эта статья вошла в список М. Анчарова, под названием “Нужны песни-друзья” в список Ю. Визбора. Нет никакой возможности догадаться, что участниками “круглого стола” “Недели” были тогда и А. Галич, и Ю. Ким. Одна и та же публикация Л. Розановой в журнале “Молодая гвардия” №6 за 1963 год названа в списке Ю. Визбора “Синие сугробы” и ещё 139 песен”, а в списке А. Якушевой — “Край далёкий — ау!” (номера указанных страниц при этом совпадают). В составе раздела “Авторская песня в целом” сохранился пункт “Афганские песни”, дальнейшим составом справочника никак не подкреплённый. В этом же разделе диссертационные работы вполне логично выделены в отдельный подраздел с указанием на то, что “работы, посвящённые отдельным бардам, включены в их персональные разделы” — а в соответствующих персональных разделах диссертации приходится с большим трудом выискивать в общих списках.
       Кстати, о диссертациях. Кроме одной докторской и шести кандидатских диссертаций, перечисленных в разделе “Авторская
песня в целом” мне удалось отыскать в справочнике лишь пять кандидатских работ по творчеству Высоцкого. Все диссертации касаются преимущественно периода становления АП и не простирают анализ позднее 1980-х годов. Приходится признать, что, при кажущейся незатейливости и массовидности, АП до сей поры остаётся ещё весьма слабоизученным явлением. Ведь, несмотря на раздававшиеся голоса о смерти АП, она продолжается и в наступившем новом тысячелетии.

      Слава Богу, созданы и работают музеи Высоцкого и Окуджавы. Но АП в целом в России фактически не занимается никто.

      Учреждения культуры по-прежнему делают вид, что никакой АП нет и не было. То есть авторы есть, а авторской песни нет.

      Совсем как у Ильфа с Петровым: евреи есть, а еврейского вопроса нет.
       В свете этого справочник “50 российских бардов” оказывается совершенно бесценным и уникальным.
       В наступившую эпоху Интернета так и хочется помечтать... Представляется, что в недалёкой перспективе справочник
составит основу некоего интернет-сайта, и каждая из 9000 публикаций, описанных в нём, будет вызываться на экран компьютера лёгким нажатием на кнопочку. А поскольку описаны не только “бумажные”, но и звуковые, и кинопубликации, получившийся информационный массив сможет на долгое время приковать внимание пользователя, став на время его “образом жизни”, — а именно “образом жизни”, а ни чем иным, справедливо считалось (и считается) не вошедшее в справочник “любительское клубное движение самодеятельной песни (КСП)”… Впрочем, составитель справочника Роллан Алексеевич Шипов прекрасно знает, что это такое — недаром же он когда-то являлся Председателем Всесоюзного совета КСП...

      А. Костромин

      2001 (?)

 

(1) Библиотечно-билиографическая классификация: Рабоч. табл. для мас. б-к. – М.: Либерея, 1997. – С.685.
(2) До сей поры издавались преимущественно указатели, или посвящённые творчеству отдельных авторов (из них в

подавляющем объёме — В. Высоцкому), или описывающие фестивально-клубное бытование АП.

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005