Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

Окуджава на XVI слёте Московского КСП

Я. НИКИТСКИЙ
«САМОУСПОКОЕННОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО...»
    Окуджава на XVI слёте Московского КСП


    В воспоминаниях, опубликованных в нашем альманахе, неоднократно писалось о выступлениях Булата Шалвовича Окуджавы перед аудиторией любителей авторской песни в разных городах ещё существовавшего СССР (1). Эти встречи проходили в различных Дворцах культуры либо в домашней обстановке — в квартирах кого-либо из приглашавших поэта на выступление. Неоднократно выступал Окуджава и перед своими почитателями из Московского клуба самодеятельной песни.
    Но была одна необычная встреча. Она состоялась 12—13 октября 1974 года в подмосковном лесу возле станции Мачихино, во время проведения там шестнадцатого слёта Московского КСП.
    Вот что пишет об этом событии многолетний председатель правления клуба И. М. Каримов:


 

    ...Готовимся к XVI слёту. Количество групп вырастает до семидесяти. <...> И уже на слёте я узнаю, что горкомовцы пригласили и привезли с собой Булата Окуджаву, Сергея Никитина, Вадима Егорова.
    У нас это не было принято, мы слёты делали для того, чтобы выступали молодые, начинающие авторы. Правда, на многих слётах бывали А. Дулов, В. Туриянский, А. Мирзаян — но они приезжали на равных, как все участники, а не как почётные гости. А здесь на тебе — сам Окуджава... У костра он ночью пел, но со сцены не стал, сказав, что не может петь будучи председателем жюри. Его устройством на ночлег и питанием занимался комсомол, но не думаю, что он спал в палатке, скорее всего — просто не спал всю ночь.
    На закрытии весь слёт пел, как всегда, «Поднявший меч...». Окуджава это видел и слышал впервые. Особенного восторга в его глазах я не заметил.
Спустя некоторое время в разговоре с Булатом Шалвовичем я как-то ему напомнил о слёте, и он сказал: «Помню, холод ночью был, спасибо, кто-то дал телогрейку». Известная фотография Окуджавы с сигаретой, сделанная на этом слёте (фото А. Стернина), напечатана на обложке его первого большого диска. <...>
    По размаху XVI слёт был несравним ни с одним из прошлых. Если то, что бывало раньше, — это было для узкого круга «подпольщиков» (лишь самые массовые из слётов собирали 600-800 человек КСП'шников), то на этот раз собралось около трёх тысяч человек, чем было положено начало большим массовым слётам
(2).


    В процитированной книге напечатаны и несколько фотографий, запечатлевшие Б. Ш. Окуджаву поющего у костра, а также сидящего вместе с другими членами жюри конкурса песни (проводился на этом слёте) и оглашающего решение жюри. А недавно, в фонотеке Архивной службы авторской песни (руководитель П. А. Трубецкой) была найдена плёнка с записью этого выступления.

 

Выступление Председателя жюри Б. III. Окуджавы (13 октября 1974 г.)


 

    Высокое жюри под моим начальством долго и кропотливо обсуждало итоги ваших выступлений. Сначала, будучи поражённые размахом <того, что> мы здесь увидели (особенно те, кто впервые), мы размякли, стали слишком снисходительными и решили давать всем — и участвующим, и не участвующим — первые премии. Но потом нас одёрнули, и поделом. Потом мы пообедали, успокоились.
    И обсудив всё это, мы приняли во внимание, что дело, которое вы делаете, прекрасно и судить его нужно по большому счёту. Исходя из этого, мы не сочли возможным на этом фестивале вручить первые премии (в основном — вторые), но это вовсе не говорит о том, что ваша работа пропала зря. Это просто говорит о том, что мы вас судим по очень большому счёту. И дай вам бог здоровья. Я надеюсь, что всё ещё у вас впереди.
    Разговор шёл ещё о том, что по сравнению с весной заметен некоторый спад, самоуспокоенность, — в творчестве этого быть не должно. Вот за это и получайте, значит.
    Теперь я хочу приступить к самой торжественной части.
    Значит, мы разбили участников по следующим категориям.
    Первая — самая ответственная категория — это авторы песен (и слов, и музыки) и исполнители своих песен. Это самая трудоёмкая вещь. Мы сочли возможным отметить поощрительными премиями авторов песен: Александра Васина — за песню «Блюз»... (Аплодисменты.)
    Да, и каждый счастливчик пусть поднимается сюда, конечно. Сейчас, сейчас, сейчас. Всё будет, всё будет. (На сцену выходит А. Васин.) Поздравляю вас! (А. Васин: «Спасибо».) Получите. (Аплодисменты.)
    ...И Александр Евстигнеев — за песню «Колыбельная» (Аплодисменты.)
Спокойно, спокойно, а то потеряете что-нибудь.
    Следующая группа участников это... ну, будем называть их композиторами, — авторы музыки к песням на чужие слова. Мы сочли возможным присудить вторую премию за музыку автору Виктору Шабанову. (Аплодисменты.) А вот название песни-то... Да. А где... (Голос: «Шабанов!» Другой голос: «Сейчас придёт».) Подождём. Пока подождём...
    Теперь — из тех прекрасных людей, которые поют песни на чужие слова и на чужую музыку, то есть исполнители, мы сочли возможным отметить поощрительной премией солиста Киселёва Валерия. «Песня клоуна» Юрия Кукина. (Аплодисменты, крики «Ура!».) Где он? А может, его и не было? (Голос: «Вон он стоит».) А-а. Тем более. Тем более он заслуживает её. Так. Пока... А, пожалуйста... (Киселёв выходит на сцену). Поздравляю вас!.. (В. Киселёв: «Спасибо».)
    Так. Теперь на очереди у нас массовые действия. Так. Значит, присудить вторую премию за музыкальность исполнения ансамблю МГУ. Руководитель — Костромин Александр. (Аплодисменты.) Дайте-ка, что там ему полагается... (Аплодисменты.) Это не гитара, это — ложка. (А. Костромин: «Это ложка»). Покажите ложку, покажите. Ложка прекрасная, поверьте мне...
    Затем. Отметить поощрительной премией квартет «Кадавры» за «Песню о Полоцке» Юрия Визбора. (Аплодисменты. Возгласы.) Минуточку-минуточку-минуточку! Всё будет, всё будет. Мы опытные люди. Ничего.
    Отметить поощрительной премией трио «Надежда» за песню «Заморозки» Круппа (Аплодисменты).
    Теперь... Затем. У нас в гостях были представители Ленинграда. Мы сочли их выступления очень хорошими, и мы... (Голоса)
    Не, никаких первых премий! Первые премии будут через несколько лет после кропотливой работы.
    Но мы сочли возможным... (Голоса из жюри: «Первый — мужской дуэт..»). Да, мужской дуэт первый. (Членам жюри:) Кто, фамилии? (Голос.) <Брунов>(3) и Вахратимов. Всё будет... Что они получают?.. Нет, но что это такое, как это называется? (Голоса: <нрзб. >). Они получают вот эти прекрасные орудия труда(4) и медали. (Аплодисменты, выкрики).
    Песни будут, песни будут сейчас...
    И второй дуэт из Ленинграда, который мы тоже считаем достаточно музыкальным и тонким, чтобы получить приз, это... участники его... Они идут? Накладка, накладка... (Голос из жюри: «Наташа Левант. Да, правильно?» Голос: «Да, правильно».) Правильно. Ну, поздравляем вас. (Мужской голос(5): «Спасибо!» Аплодисменты.) Пожалуйста.
    Ну вот. И, кроме того, Московский городской клуб туристов, это помимо нас уже, награждает Евстигнеева Александра за лучшее исполнение туристской песни на шестнадцатом конкурсе самодеятельной песни. (Аплодисменты.) Вот как ему повезло...
    Это песня, которая называется «Колыбельная».
    Я хочу вам сказать два слова, то есть, я хочу пожелать вам. Говорить больше не о чем, потому что вы всё совершили, и показали, и всё это было прекрасно. Я хочу вам пожелать просто по возможности — по возможности! — быть очень стойкими в своих пристрастиях и много-много лет держаться. Вот так же. (Бурные аплодисменты. Крики: «Спойте!». Зрители скандируют: «Пес-ню! Пес-ню!».).
    Минуту внимания. Я — председатель. Я председатель, и я никогда... и никогда не унижусь до этой роли (смеётся).


 

    И. Каримов: Минуточку внимания, Булат Шалвович!.. Небольшой памятный подарок от нас в память о нашем шестнадцатом слёте — это эмблемы почти всех слётов...

 

(1) См., например: Шабанов В. Четыре встречи с мэтром // Вып. 4. М., 2007. С. 52—68 [о выступлениях в Тольятти]; Рядовиков В., Нечаева Л., Дерновой Г. Встречи в Протвино // Там же. С. 396-404; Харьков-1984 // Вып. 5. М., 2008. С. 319-348.
(2) Каримов И. М. История Московского КСП. М.: Янус-К, 2004. С. 113-114.
(3) Из-за неверной подсказки Окуджава ошибочно произнёс фамилию Алексея Брунова: Брицков.
(4) По воспоминаниям И. Каримова, призы (какие были) были взяты в Горкоме комсомола. В данном случае, по всей вероятности, это было некое приспособление для сбора лесных ягод в виде совка с гребёнкой.
(5) В дуэте с Н. Левант выступал Владимир Волков-Китаин.

 

В кн.: Голос Надежды: Новое о Булате. Альманах. -- М.: Булат, 2012. -- С.484.


По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005