Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

Виктор Сокирко: письмо в Комиссию по 16 слёту

Пожелания членам Комиссии КСП заинтересованного человека со стороны

     1. Формулировка Зимина сути движения КСП правильна и хороша, но чересчур обща, абстрактна, и потому может быть не понятой и не принятой. Следовало бы говорить проще. Например: КСП находится в центре движения самодеятельной песни, вызванного к жизни растущей после 1956 г. потребностью людей в свободной жизни и творчестве, в неформальном свободном общении, т.е. является частью общего движения советских людей к духовному освобождению (если следовать терминологии партийных документов, то следует говорить "о процессе преодоления культа личности") и утверждает гуманистические и демократические идеалы в противовес системе взглядов, сложившейся в период культа личности. Большинство участников КСП, по-видимому, не признают такой (или Зимина) формулировки, но от этого она не становится неправильной (только неосознанной).

     2. Однако важно конкретизировать частную роль КСП в общеосвободительном движении (в упомянутом смысле), что позволит, во-первых, избавиться от иллюзий гигантизма, от стремления собрать все самодеятельное творчество и самостоятельную мысль под маркой КСП, а во-вторых, сохранит найденные жизнью формы свободного творчества и неформального общения, чтобы уделять главное внимание их укреплению и развитию.

     Та требовательность к качеству песен и постановок, которой отличались до сих пор слеты – очень нужная для КСП черта. Стремление повысить качество произведений, вплоть до профессионального, нужно всемерно поощрять и приветствовать, ибо только на базе произведений высокого класса и почти профессионального исполнения можно говорить о серьезном отношении к содержанию и о серьезном стремлении к влиянию на слушателей. Сначала базис – затем надстройка. Именно так, хотя для большинства слушателей КСП, по-видимому, надстройка идей важнее базиса качественного исполнения.

     В этом плане требования Васина о внимании к качеству песен и постановок, требования Каримова и Гербовицкого о внимании к деловым вопросам организации слетов – разумны и заслуживают одобрения. И наоборот – любые предложения о всемерном расширении влияния КСП на иные формы самодеятельного творчества должны обсуждаться и приниматься очень осторожно и скептически, как дело новое, не проверенное практикой, и потому, возможно, - лишь уводящее от главного.

     Сама жизнь уже продиктовала, что на слетах звучат песни, стихи, небольшие постановки. И хватит. Если будет появляться что-то новое (художники, создатели диафильмов и т.д.) – пусть появляется, ищет свое место в жизни, завоевывает аудиторию. Не надо зажимать, но не нужно и форсировать, уделять основное внимание, отвлекая его от испытанных КСП-вских форм.

     Столь же осторожно следует подходить и к предложениям о расширении каналов популяризации произведений КСП (концерты в городах, публикация сборников и т.д. и т.п.). Такое расширение (с помощью технической базы "Горкома" - будем называть начальство горкома и сам горком таким общим словом ) подобно троянскому коню – фикция. Фикция, потому что эти каналы будут достаточно жестко контролироваться горкомом и его начальством. Никакой свободы, никакого неформального общения на предоставляемой им территории Горком не допустит. Смысл произведений КСП будет выхолощен, а люди разбегутся. Примеров тому тьма! Актив КСП может затратить все свои силы на неравную и безнадежную борьбу с цензурой, пытаясь завоевать для самодеятельного творчества городские залы и печатные станки, и в это время потерять свою собственную аудиторию (слет в лесу).

     Было уже много попыток открыть самодеятельные клубы, театры, кафе и пр. организации – даже при содействии комсомольских работников. И все проваливались (задавливались). Надеяться, что тысяча первая попытка КСП может увенчаться успехом – наивно (успех возможен лишь в результате общегосударственных изменений). А с другой стороны, движение КСП в его нынешнем виде существует не один год и существует оно именно потому, что обладает независимой от Горкома материальной базой – лесной поляной слета. Поэтому за форму слета надо держаться как за главное и основное. Расширять ее и углублять, как свой главный дом родной. Только в лесу (и частных квартирах) имеются почти идеальные условия для неформального общения, а не в тех 2-3 комнатах и зале, которые сегодня выпрашиваются у Горкома.

     Итак, "бойтесь данайцев, дары приносящих". Другое дело, что не следует этого бояться слишком сильно, не следует всегда и безусловно отказываться от этих "даров". Но при этом знать им цену, не соблазняться ими, не считать их главными, не распыляться, не тратить силы на освоение чужих территорий, забывая о своей собственной.

     Поэтому формулировку Зимина в той или иной редакции следует конкретизировать указанием на главную и основную форму существования КСП – слет, ибо слет – это суть организационной деятельности КСП, основная материальная база свободного песенного творчества и неформального общения.

     2. Наблюдается почти полное единодушие в вопросе о необходимости контактов КСП и Горкома. Но эту необходимость обосновывают по-разному. Многие считают, что контакты и официальное открытие клуба дадут новое поле деятельности и каналы для КСП. Это опасные иллюзии! На самом деле от открытия клуба лучше не станет. Наоборот, будет сложнее и хуже для свободного общения. Больше цензуры и самоцензуры, больше формалистики. Но не идти на контакт с Горкомом и на создание при нем клуба – тоже нельзя. (Преследование лидеров, преследование студентов, нешуточная угроза массового разгона: надоест "им" возиться – могут и слет разогнать, а главное: отпугивание потенциальных участников КСП).

     Отсюда вывод: контакты необходимы, но они должны быть не главным, а второстепенным, формальным делом, отвлекающим внимание Горкома маневром. Но эти контакты не должны отвлекать внимание актива КСП от своей основной задачи – подготовки неформальных слетов и неформального распространения песен.

     Если принять эту точку зрения, то непонятно: почему так много времени и сил уделяется контактам с Горкомом. И какое значение имеет, сколько комнат Горком выделит: одну или три. Неужели Вы рискнете взаправду поместить в эти комнаты свою фонотеку, библиотеку, свой архив – поместите их под угрозу "чистки" и уничтожения? Я бы этого не делал, а ограничился лишь хранением части дубликатов. И неужели в этих комнатах Вы станете обсуждать что-то серьезное? В присутствии "освобожденных работников"? Или представителей? Я бы этого не советовал.

     Если же Ваша дружба с Горкомом по поводу трех комнат, финансов и т.д. – чисто технический прием, помогающий затянуть время и официальное открытие клуба – тогда она мне понятна. Если же эта тяжба идет всерьез, то мне жаль лидеров КСП. В отвоеванных трех комнатах они похоронят КСП.

     Если утвержденное Горкомом положение о клубе и создаваемые по нему органы будут в дальнейшем играть формальную и второстепенную роль, а основная работа, как и прежде, останется за активом КСП (комиссией), Советом командиров и самими слетами, то движение КСП продолжит и укрепит свое существование на неопределенно долгий срок, пока одураченный Горком не начнет нового этапа давления. (Очень хорошо, что в "Положении" ничего не говорится об организации слетов.) Если даже это "Положение" и созданные по нему органы будут приняты всерьез и актив КСП ввяжется в неравную борьбу за определяющее влияние на правление, бюро и "утверждающие инстанции" – то КСП погибнет.

     Создаваемый при МГК клуб и его формальная структура должна быть вывеской, спасающей дело вывеской – и не более. Так мне кажется.

     Горком сможет сегодня задавить КСП, но не сможет навсегда "перевоспитать" и задавить всю самостоятельную мысль и самодеятельное творчество. В конечном счете, счете истории, именно последние "перевоспитают" Горком. Но для этого нужны годы и годы, возможно, не одного только нашего поколения. Поэтому для нашего времени Горком будет постоянно искать методы тотального контроля и "перевоспитания" людей, а КСП и другие движения – искать реальные формы и методы существования. Всякой появившейся вновь организационной формой самодеятельного движения Горком будет интересоваться на предмет "овладения" и "воспитания" и обязательно будет добиваться этого не мытьем, так катаньем (как сегодня с помощью создания клуба при МГК), но каждый раз самостоятельная мысль и творчество будут уходить из этих захваченных Горкомом организаций и переливаться в иные формы.

     Пусть поэтому МГК создает клуб при себе, пусть тешится. Это должно лишь помочь проведению следующих слетов. А каждый новый слет – это уже хорошо, победа. Год за годом, качественнее и содержательнее. И конечно, нельзя уступать Горкому сразу во всем. Он сам боится своих "быстрых побед", боится формализации движения и оттока людей, боится, чтобы схваченные им под контроль группы вдруг не рассыпались и не утекли сквозь пальцы. А с другой стороны, на горком давит его не совсем умное начальство – так что тенденция к задавливанию и к отступлению – неизбежна. Но лучше, если это отступление будет протекать медленно, на заранее подготовленные позиции.

     3. Что касается конструктивной работы, то КСП следует расширять свое влияние за счет привлечения:

     а) "хвостов". В идеале на слеты должны попадать все желающие. Следует работать и изобретать средства преодоления возникающих при этом организационных и технических трудностей (возможно, через укрепление и профессионализацию технических групп и групп порядка).

     б) местных клубов и групп. Поощрение их частных и предварительных слетов, разработка системы отборочных прослушиваний (конкурсов), и не только в вузах и школах.

     в) турклубов. Туризм – это пограничная область КСП и чистой самодеятельности людей в отдыхе, а потому невольно связан с самодеятельным творчеством. Туризм – полноправный хозяин лесных полян, и связи с ним нужно укреплять.

     Нужно организовывать новые неформальные слеты. Идея мини-слета – прекрасный пример уже появившейся новой потребности. Ее надо удовлетворять.

     Нужно упорядочивать систему отбора песен и постановок – для слета, для песенных сборников на пленках, вырабатывать свою, отдельную от Худсовета, систему премий (по содержанию). Этим будет создаваться климат поощрения свободной мысли и творчества.

     И наконец, следует работать над организацией больших слетов с точки зрения обеспечения на них максимальной свободы: отдельные костры – не нужно все костры сбивать в одну кучу под контроль Горкома, неофициальное поощрение незапланированных конкурсов и т.д., т.е. ставить присутствующих представителей Горкома перед фактом прорыва стихии. Это для них и для "народа" будет полезно.

     Минимум страхов и запретов. Ведь даже Галича можно петь по-разному. У него ведь есть масса достаточно сложных и содержательных песен, к которым трудно придраться с цензурной точки зрения, но которые не поют только из-за фамилии автора или из-за того, что не знают. А жаль. То же с Кимом. Для Горкома же можно просто не называть авторов или называть псевдонимы, авторы, думаю, не обидятся, ведь не для славы и не для гонорара они писали свои песни и дарили их людям.

     Вот вкратце мои пожелания. И еще одно: очень важно сохранить ваши архивы, протоколы ваших споров. Пусть даже КСП "воспитают", но протоколы сохранят историю, а фонотека – песни. И жизнь ваша – не пропадет. Правда, ребята, отнеситесь к протоколам очень внимательно. Лучше их хранить в нескольких экземплярах и нескольких местах (с односторонним поступлением, как говорит Зимин). От души желаю успехов.

<Виктор Сокирко> 1976 г.

 

Источник: http://www.sokirko.info/ideology/pv1/73.htm

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005