Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

Андрей Крылов о «Менестреле»

В 1979-1985 гг. московской группой энтузиастов-любителей авторской песни выпускалась самиздатовская газета «Менестрель», сыгравшая значительную роль в пропаганде и популяризации самодеятельной песни. Многочисленные ссылки в печати на это издание и перепечатки из него подтверждают интерес почитателей авторской песни к истории этой газеты, имевшей, по сути, всесоюзное значение. По нашей просьбе бывший главный редактор «Менестреля» Андрей Крылов ответил на ряд вопросов.

ОПЫТ ЛЕГАЛЬНОГО САМИЗДАТА 80-Х
Фото В.С.Россинского

     — Андрей, расскажите, пожалуйста, об истории создания «Менестреля».

     — История рождения газеты весьма незамысловата. В 1979 г. в Московский клуб самодеятельной песни (МКСП), располагавшийся в то время на ул. Трофимова, пришел никому из завсегдатаев не известный молодой человек Борис Рубашкин и предложил выпускать самиздатовский журнал по самодеятельной песне. Он лично брался руководить этим делом. Я тогда временно заведовал архивом МКСП, поэтому Бориса привели ко мне. Его идея понравилась, однако после ее обсуждения мы решили, что нужно найти способ этот журнал легализовать. И решили выпускать его в виде стенной газеты.
     Нашли прекрасного художника Сергея Сысуева, который и оформил первый, а затем и все последующие номера. А Борис Рубашкин, сделав свое дело, уже со второго номера исчез так же внезапно, как и появился. Но идея нами полностью овладела. В течение двух лет ежемесячно мы выпускали газету на десяти (!) полных ватманских листах (затем периодичность и формат листа были уменьшены, а объем одного номера увеличен).
     В те годы в официальной печати об авторской песне и КСП публиковалось очень мало информации, да и те журналистские работы, которые были, отражали весьма поверхностный «взгляд извне». Ощущалась потребность в профессиональном издании, отражающем компетентный «взгляд изнутри».
     До лета 1981 г. газета выходила как орган МКСП. После событий в Польше, а также закрытия по указанию МГК КПСС московского клуба мы временно «перекрасились» в стенную газету клуба самодеятельной песни «Паноптикум», базировавшегося в ДК им. Горбунова. Когда же МКСП воссоздался, газета вновь стала его органом.
     В 1985 г. вышел последний номер газеты, хотя у нас были дальнейшие планы на ее издание, к которым мы должны были вернуться после некоторой «паузы». Однако именно весной 1986 г. стали заметными серьезные изменения в жизни общества. Выяснилось, что во всех газетах печатают то, что ранее могли себе позволить только мы. Наконец, 5 марта 1986 г. Союз писателей принимает решение о создании Комиссии по литературному наследию В.Высоцкого при СП СССР, после чего прошла буквально лавина публикаций о творчестве В.Высоцкого — все, что лежало в редакциях по 2-4 года.
     В этих условиях вернуться к выпуску «Менестреля» тем же составом редакции не удалось. Однако позже новым коллективом под руководством Б.Жукова был выпущен еще ряд номеров «Менестреля», причем часть из них — типографским способом, в виде многотиражки. Затем, в 1990 г., «Meнестрель» был зарегистрирован Московским центром авторской песни, однако в официальном виде из-за материальных затруднений газета уже не вышла.
     — Что представлял собой один номер такой стенгазеты с технической стороны и как вам удавалось его распространять?
    
— Все материалы печатались на обычной машинке в определенном формате. Затем изготовлялся макет газеты на ватманских листах бумаги (в одном экземпляре) с фотографиями и рисунками. Заголовки сначала рисовали, а затем удалось полулегально использовать фотонабор газеты «Московский комсомолец». Таким образом, постоянные газетные рубрики стали художественно оформляться.
     Макет и явился оригиналом газеты. Далее было необходимо один раз где-либо ее публично продемонстрировать. Обычно мы вывешивали ее на концерте в ДК им. Горбунова в Филях или на слете в лесу. Затем замечательный фотограф из Воронежа Геннадий Шакин с каждого листа делал фотонегатив размером 24x30, для чего листы газеты предусмотрительно имели пропорциональные размеры. Далее с этих негативов делались фотоотпечатки, с которых и снимались ксерокопии. Причем последующие множительные операции выполнялись уже самими читателями. Так «Менестрель» расходился по стране.
     — С юридической точки зрения ваша деятельность была законной?
     — Редакция придерживалась следующей позиции: официальной «публикацией» считалось публичное вывешивание газеты. На все вопросы по поводу ее размножения мы отвечали, что газета висела, а кто ее сфотографировал — мы не знаем. Размножением газеты редакция действительно не занималась. Этим руководил один из организаторов КСП И.М.Каримов, но об этом мало кто знал.
     В результате была найдена легальная схема издания газеты, почти полностью вписывающаяся в практику, официально допускаемую государственными и партийными органами: стенгазеты выпускались почти каждым трудовым коллективом.
     С первого номера газеты я настоял на том, чтобы она не была анонимной: в газете обязательно указывались фамилии участников ее выпуска, все материалы были подписаны.
     — Итак, вы нашли способ законного самиздата и претензий от официальных властей к вам не было?
    
— Власти, конечно, могли преследовать участников распространения газеты, но для этого не было оснований. На политические темы газета впрямую не выступала, хотя обойти их молчанием было невозможно. Так, в первом номере мы вскрыли случай плагиата творчества А.Галича, по песне которого автор «Московского комсомольца» опубликовал юмористический рассказ. В те годы имя А.Галича в печати упоминать не разрешалось, и мы, должен признать, тоже сказали о нем намеками.
     Приглядывать за лояльностью МКСП и «Менестреля» было поручено МГК ВЛКСМ. Функционеры этой организации фиксировали случаи нашей строптивости и предъявляли претензии. В результате после очередного всплеска недовольства «верхов» московский клуб был вынужден назначить трех человек (в том числе инструктора МГК) для предварительного просмотра материалов, что, впрочем, не мешало нам в случае необходимости публиковать и «непроходимые» материалы.
     Однако объективности ради следует отметить, что претензии к нам, как выяснилось, были мелкими, хотя сами себя мы считали крупными подпольщиками и борцами. Сейчас все это выглядит смешно.
     Что касается КГБ, то эта организация действовала через МГК ВЛКСМ. Уровень осведомленности этих организаций о нашей работе был практически абсолютным, в чем мы убедились однажды в беседе (по нашей инициативе) с двумя сотрудниками, в чье ведение входили соответственно КСП и В.Высоцкий. Из подобных контактов, кстати, иногда извлекалась и полезная информация. Так, на одной инструктивной беседе в КГБ по поводу проведения очередного лесного слета КСП, который городские власти запрещали, сотрудник комитета рассказал руководству клуба, что у некоего торговца было изъято несколько тысяч (!) копий «Менестреля», посвященного В.С.Высоцкому.
     — Как относились к «Менестрелю» барды?
     — Все без исключения ведущие барды считали себя обязанными помогать нашей газете. Большим другом газеты был Юрий Визбор, который интересовался нашими делами и считал за честь публиковаться в «Менестреле». На его страницах выступали практически все известные барды. С удовольствием с нами сотрудничали и писатели, журналисты, композиторы — поклонники нашего жанра.
     — Вы уделяли больше внимания авторской песне как жанру или клубной работе КСП?
    
— В первых номерах клубную деятельность освещали очень широко, однако быстро поняли, что эти материалы весьма однообразны, практически повторяют друг друга. Так, все фестивали и слеты, исключая малозначительные детали, очень похожи. Жанр же — неисчерпаем! Я, как главный редактор, ориентировался все-таки на жанр. Это в принципе себя оправдало. Действительно, многие материалы по жанру не потеряли своей новизны и актуальности: за ними до сих пор обращаются журналисты, готовящие публикации о бардах, наши статьи зачастую перепечатываются в «большой прессе» и в книгах. Различные же материалы о клубной работе представляют чисто исторический интерес.
     — Основные принципы работы редакции «Менестреля»?
     — Я бы счел необходимым указать два из них. Во-первых, мы придерживались правила не перепечатывать материалы из других русскоязычных изданий, даже из многотиражек. Либо переводили материалы, опубликованные на других языках — украинском, польском и т. д., либо помещали статьи, опубликованные ранее не в полном виде. В основном мы стремились заказать специально для нашей газеты оригинальные материалы.
     Во-вторых, публиковали различные точки зрения и никогда не сокращали материалы из-за недостатка места. Сокращения носили характер только литературного редактирования.
     — Не могли бы вы перечислить самых активных корреспондентов «Менестреля», а также вспомнить наиболее запомнившиеся его выпуски?
     — Коллектив «Менестреля» с пятого-шестого номера был довольно стабильным. В него входили кроме нас с С. Сысуевым В. Щербакова — редактор, а также Е. Арбузова, Е. Сысуева, Т. Семенкова и В. Семин. Из фотографов, работавших с нами, в первую очередь нужно назвать А. Ефремова, А. Комиссарова и Ю. Лунькова.
     Наиболее памятными оказались пять персональных номеров, четыре из которых являются мемориальными и связаны с именами В.Высоцкого, Ю.Визбора и М. Анчарова. Специальный номер посвящен 60-летию Булата Окуджавы. В особенности широкий отклик имели выпущенные в 1980-1981 гг. мемориальные номера на смерть В.Высоцкого. В условиях крайнего дефицита информации о нем они широко использовались при подготовке вечеров, посвященных памяти поэта. Мне приходилось встречать эти номера в самых различных местах и в самом неожиданном виде — вплоть до рукописных копий. Позже все материалы первого номера о Высоцком оказались перепечатанными в газетах и журналах, и этот номер почти полностью (кроме двух статей) вошел в первое издание американского двухтомника В.Высоцкого.
     Одна из первых ссылок на «Менестрель» в официальной печати принадлежит рижскому журналу «Кино», который как бы походя заметил: «Как писал Булат Окуджава в газете «Менестрель»...» — будто это всем известная «Правда», что было весьма приятно. Наиболее же систематически на нашу газету в последние годы ссылался журнал «Советская библиография» при библиографических описаниях творчества бардов.
     — Ощущается ли, на ваш взглад, необходимость в выпуске подобной газеты (или журнала) сегодня?
     — Серьезных материалов в прессе об авторской песне, содержательных дискуссий по проблемам жанра, критических материалов по-прежнему очень мало, несмотря на то, что тема открыта. Существует много зарубежных материалов, недоступных нашему читателю. Безусловно, выпуск подобного издания был бы весьма полезен. Сейчас, кстати, предпринимается попытка наладить издание такой газеты с условным названием «Авторская песня» под крышей информационного центра «Вагант», отпочковавшегося от Центра-музея В.Высоцкого. Дай-то Бог.
     Беседу вел. Р.ШИПОВ

 

электрик

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005