Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

Игорь Белый о 7-м Московском детско-юношеском фестивале АП

  Пишет Игорь Белый (bujhm)
2004-04-04 15:18:00 

Седьмой московский детско-юношеский фестиваль авторской песни

 
     Славно мы посидели вчера у Димы Матюшина, руководителя детского клуба АП "Надежда". Он меня спаивал хорошей водкой, а я ему втолковывал, чего именно не хватает его детищу - ежегодному московскому детско-юношескому фестивалю авторской песни, который происходит у нас в городе уже в седьмой раз. 
     Весь день субботы ушёл на второй тур - микрофонную практику. Костромин читал чудесные лекции по технике владения динамическими и электретными устройствами, называл микрофон то другом, то дураком, участники волновались и путались в струнах, жюри старательно слушало и почёркивало в листиках. Мне было относительно легко - большинство конкурсантов прошло через мою мастерскую ещё шестого марта, и я знал, чего от них ожидать.
     Но, пожалуй, стоит рассказать, как я вообще завяз в этом фестивале, а это многословная история...

     Началось всё с того, что в середине февраля мне позвонил Матюшин. Вот, мол, такое дело - давай ты у нас будешь вести мастерские на детском фестивале. Я искренне изумился: какой из меня нафиг мастер, у меня язык плохо подвешен, да и не любитель я указывать кому-то на чужие ошибки. Тем более, детям. То ли дело - Городило с Авиловым - вот уж кто мастера поговорить, не зря легенды о них ходят на обнинском детском фестивале... Но Матюшин был непреклонен, видимо, запомнил нашу мастерскую на "Зимородке", и просто так отвязаться от него никак не удавалось. Наконец, сошлись на том, что ежели работа у меня на фестивале не заладится, я встану, извинюсь и уйду, без взаимных обид.

     Мастерские первого тура проходили шестого марта на Станции Юного Туриста, что в Филях. Огромная толпа детей и их родителей, все с гитарами наперевес... Хорошо ещё, что первый отборочный тур уже прошёл, отсеяв три четверти претендентов - мои сочувствия тем, кто там работал. Мастера уже все собрались, сидели в специальной комнате, кушали чай с баранками и чего-то обсуждали мастеровитого. Сам Матюшин (детский КСП "Надежда", 10 лет преподавания), Александр Костромин (гитарная школа ЦАПа, 15 лет преподавания) и великий Дмитрий Дихтер (гитарная школа "Остров", 25 лет преподавания). Ну и я припёрся - не смешно ли? Был там и ДимПалыч Соколов, главный архивист АП в природе и бессменный ведущий http://bardafisha.ru, который всегда появляется там, где что-нибудь историческое. Великие мне обрадовались, приветственно замахали руками, подвинули табуретку. Я повздыхал и тоже примостился с краешку стола кушать баранку.

     Перед началом мастерских была, как водится, церемония открытия. Толпа участников расселась в аудитории, нужно было выйти перед ними, расписать все прелести своей мастерской и что-нибудь спеть. Великие, глумливо хихикая, вытолкали вперёд меня, объяснив, что будут сами выходить по старшинству. Я вышел, что-то промямлил насчёт своего невеликого опыта ведения мастерских, выразил слабую надежду, что мои советы окажутся полезными для соискателей и совершенно не знал, что бы ещё сказать. Пауза затягивалась, и неожиданно мне пришла в голову странная мысль. "А зато, - нагло заявил я, - Я пишу и исполняю свои песни, в отличие от остальных мастеров нашего фестиваля!" И в качестве, значит, наглядного примера стал петь свою "Галочку". Провидение не замедлило немедленно отреагировать - я просто забыл слова ВСЕГО третьего куплета. К счастью какие-то добрые люди из зала стали её подпевать, дабы я не опозорился окончательно. Сразу за мной вышел ДимПалыч и многоречиво исправил как-то ситуацию. Выступили Матюшин и Костромин с овациями, в конце вышел Дихтер и начал петь визборовскую "Когда-нибудь, страшно подумать когда..." Дошёл до припева и... застыл, наморщив лоб. Зал радостно подхватил, и Дихтер, облегчённо вздохнув, допел её до конца. Я потом подошёл к Дихтеру сказать спасибо за поправленное реноме - "Да что ты! - засмеялся он, - Я на самом деле слова забыл!" Вот такие мы мастера...

     Под мастерские было выделено четыре аудитории, на дверях которых висели огромные плакаты с именами их ведущих. В мою мастерскую попросился поучаствовать ДимПалыч - в основном, он тихо сидел и слушал, разве что иногда разражался длинной теоретической речью сразу про всё.
     В течение примерно часов семи народ ходил по мастерским, пытаясь успеть сразу ко всем мастерам. Как правило, это не получалось ни у кого - на обсуждение творчества каждого конкретного участника, например, у меня уходило по 20 минут - и через нашу мастерскую прошло всего 18 человек. Костроминская же мастерская затянулась до восьми - из-за любимого им принципа - дать возможность высказываться всем присутствующим (включая и родителей самих участников, не дай Б-г).

     В итоге процесс мастерения получился довольно занятным, было несколько интересных открытий для меня. На втором туре я с удовольствем отметил, что некоторые мои советы людям пригодились, и сейчас, уже после того, как готовы результаты отбора на третий тур, можно, пожалуй, рассказать о самих конкурсантах.
 

 

     Некоторые участники.

 

     1.
     Дети, поражающие вображение


     Левон Силагадзе - крошечный мальчонка, размером с гитару. Поёт "Балладу о борьбе" Высоцкого. Некоторое волшебство заключается в том, что у него достаточно сильный кавказский акцент, который уже на втором куплете куда-то пропадает. То есть, в первом куплете его слышно, а дальше его просто перестаёшь замечать - остаётся одна песня. Причём "Баллада" - довольно не короткое произведение, её не так-то просто держать до конца, не упуская внимания слушателей. У Левона это получается, пусть не в последнюю очередь из-за контраста имиджа, но всё-таки это выглядит достойно.

     Олег Баташов - 9 лет. Кукинская "За туманом" и "Снег" Городницкого. Исполняет по-настоящему профессионально, причём одинаково хорошо как на мастерской, так и на циклопической сцене. В "Снеге" играет адекватный проигрыш по всем струнам, чем меня совершенно убил. Уже несколько лет на всех мастерских парня донимают одинаковым вопросом: "Почему ты не поёшь детские песни?" - тот в ответ лишь морщится: "Это же неинтересно!" Налицо та же проблема с дисгармонией имиджа, но не у него, а у слушателей.

 

     2.
     "Ценные промысловые породы"


     Люба Цой - сильная исполнительница Иванова. В прошлом - лауреат этого же фестиваля, стала знаменитой после его "Мартовского кота". Сейчас работает с ивановской песней "Русалка" (Я честно пытался не сравнивать поначалу с вариантом Лиды Чебоксаровой, но в конце концов даже и не пришлось). "Русалка" прекрасно идёт Любе, совпадая по внутреннему настрою, но с внешней стороны возможны накладки - на мастерской зажат голос, на сцене идёт пережим образа - например, не стоит так активно морщиться на словах "...в жирной слизи весь и даже с чешуёю на усах". Это ж русалка всё-таки, у неё особенное восприятие должно быть :) Оттого она и волшебна, как персонаж данной песни.
     К сожалению, на микрофонной практике Люба выступала с температурой, как и следующий участник -

     Саша Флёров. Ивасёвская "Баланда о селёдке" у него ну никак не идёт. Просто не "скороговорится". И даже собственные актёрские находки в проигрышах между куплетами положения не спасают. Но зато за кочетковского "Скрипача" я ему готов всё простить - к тому же со времени мастерской она стала значительно лучше.

     Татьяна Яковлева - девушка обладает обаятельным аппаратом абсолютно убойной силы. И сама прекрасно это осознаёт. Когда она на мастерской начала петь бикчентаевскую "Внезапно и негаданно приду к тебе под вечер я...", глядя прямо мне в глаза, я почувствовал, что помимо своей воли начинаю глупо улыбаться. А ведь нельзя - кругом дети, зрители, а я тут ржу, как довольная лошадь. Пришлось старательно отводить взгляд и прятаться в ладони. То же самое пришлось делать и в жюри второго тура - это какая-то совершенно неодолимая для меня сила. При этом на второй песне, более серьёзной, этот морок пропадает, и на неё можно смотреть без риска потерять лицо. Поёт она объективно хорошо, голос у неё классической постановки, жаль только, что сама не играет, а выступает с аккомпаниатором.

     Леонид Фёдоров - Константин Бреннер, дуэт, песни собственные. Особенно хорош у них автостопный блюз "За деревом дерево". На самом деле он называется как-то по-другому, но названия я не смог запомнить. На мастерской я их переспрашивал, что, мол, так странно вы её назвали, на что Костя - высоченный блокоподобный парень с пышным хвостом - отвечал, что название, например, "Автостоп" - слишком просто и глупо. Лёня, который получасом раньше исполнял в дуэте с Сашей Чечкиной мои "Два огня", схватился за голову. Вышло смешно. Блюз этот они поют весьма драйвово, и тень Козловского незримо похлопывает их сзади по плечам.

     Саша Дорожкина - единственный поэт на фестивале. Осторожно пробует новые для себя формы ломаного ритма в стиле потока сознания. Но когда возвращается к простым техникам, получается здорово. Особенно хорошо у неё стихотворение "Не пускайте, ради Бога, вы поэта на войну!.."

     Ксения Колосова, из матюшинских. Я её помню ещё по "Зимородку" этого года. Пела она там весьма и весьма слабо - по-ученически, безбожно растягивала последние гласные в строке, к тому же бессмысленно раскачивалась всем корпусом. Сейчас она исполняла ту же самую песню - "Одиночество" на стихи Тушновой, и это были просто небо и земля! В общем, эффект чудесного превращения гадкого утёнка.

    

     3.
     "Рыбы-фугу"


     По вполне понятным причинам я не стану о них писать ничего.

 

     4.
     "Золотые рыбки"


     На мастерской нашей было много авторов, мы с ДимПалычем каждый раз синхронно подбирались и вострили уши. Но быстро расслаблялись обратно - шёл поголовно начинающий уровень типа "кровь-любовь". Когда мы уже к семи часам свернули процесс и составляли столы в прежнее положение в пустой аудитории, к нам подошёл паренёк с гитарой и попросил его послушать...

     Илья Крохин. Во-первых, уверенно играет на железной семиструнке. Само по себе это, конешно, ничего не значит, хотя имидж создаёт особенный. Зато, во-вторых, это настоящий сильный автор с непохожими ни на что собственными песнями. Я не удержался и просто отобрал у него текст одной из них.

 

"КАДАШИ"

В Кадашах ни души.
Как по свежему сну
Я иду, расшевеливаю тишину,
Увязая в глуши переулков и улиц.
Я все листья последние разворошил,
Но кварталы стоят, как стояли, в тиши -
Кадаши не проснулись.

Застревают сумерки во дворах.
Да и время, что мчится на всех парах,
Застывает, века перепутав с часами.
Где особо силён у него простой -
Дом стоит двухэтажный.
Старинный. Пустой.
Охраняемый псами.

Здесь живёт тишина в каждом окне.
А на улице, в точно такой тишине,
Заболевший фонарь всё мигает, зверея
Оттого, что он тратит себя зазря...
И в пяти шагах от того пустыря -
Третьяковская Галерея.

И, зажат в переулке, будто в клети,
Осыпать штукатурку ветер летит,
Обнажая швы на кирпичном теле -
Чтоб за новыми запахами нежилья
Все частицы прошлого, напыля,
Вместе с ним улетели.

Так с покорностью преданного существа
Двухэтажная исчезает Москва,
Утекает история следом за нею.
Так и память наша уйдёт от нас...
А фонарь домигал и умер - погас.
Но не стало темнее.

(Насколько я понял, Илья из какой-то литературной студии "Жизальмо").


     Некоторые забавности, услышанные на концерте.


     Одна девочка пела песню "Восемь физиков" Егорова - Стёркина. До чего же смешная вещь, сил нет. Я как-то пытался сделать что-то подобное, но моя "Баллада о иероглифе" нервно курит у края сцены. По Москве ходят светящиеся сердца, светящиеся улыбки... А на кладбище светятся светлячки. Это наши мальчики-физики. У них был неудачный опыт с радиацией... В общем, пришлось ржать, закутавшись в куртку - в зале было холодно. Это как раз та самая дивная и неведомая "грань Грааля", где трагический пафос превращается в изысканнейшую пародию.
     А была ещё одна офигенная авторская песенка - "Каскадёры". Про то, что актёры все сволочи и подонки, а всю самую важную работу за них делают каскадёры. И вот такой рефрен волшебный имел место быть: "С крыш летят, с крыш летят каскадёры - их влечёт каскадёрский азарт!!" Ну вылитые старухи Хармса!

     В общем, хорошо было. 
     Впереди ещё третий тур, а потом и гала-концерт 8-го апреля в той же Балакиревке, начало в шесть, вход бесплатный, ощущение собственной осмысленности прилагается.

:-)

Оригинал здесь: 

http://bujhm.livejournal.com/25650.html

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005