Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

Игорь Белый о 10-м Московском детско-юношеском фестивале АП

Пишет Игорь Белый (bujhm)
2007-03-18 02:54:00

 

X детский фестиваль АП, 3 тур

 

     По собственной традиции я выплесну тут несколько своих соображений по увиденному и услышанному. Место им явно под катом поскольку интересны они будут, скорее, для непосредственных участников события.

     Итак, сегодня, 17 марта, прошёл третий тур X детского фестиваля. Я пасусь в его жюри уже несколько лет подряд, уж не знаю, почему Матюшин меня там крепко держит всё это время. Раньше-то я попадал и на мастерские, а сейчас - только на финальные моменты. Впрочем, стараюсь смотреть во все глаза и слушать во все уши, пытаясь что-то запоминать и сравнивать с предыдущими годами.

     Нынешний фестиваль богат больше исполнителями, нежели авторами. Это не то, чтобы очень печально, скорее обычно. Авторы во все времена были на вес золота, тем более - хорошие; иногда у них случается прилив, иногда - отлив. Похоже, они подчиняются неким общим законами природы, навроде 7 лет урожая, 7 - голода. Но по порядку.

     Из авторов, которые всё-таки были и выходили на сцену мне запомнился а) Сергей Болдырев. Он выходил и раньше, в самом первом номере, аккомпанировал крохотной девчушке, которая выводила резинового ёжика. Я ещё удивился, надо же какой диссонанс: девчушка и приплясывает и радостно головой качает, а аккомпаниатор - мрачен, как туча. Но когда он вышел в ипостаси автора и спел (мрачный, как туча) песню про уличного балбеса - всё встало на свои места. Песня живая, полностью своя - гармоничная с исполнителем - и к тому же драматургически выстроенная. То есть, с началом и финалом, как полагается. Правильный финал - это, кстати, тоже редкость нынче.

б) Никита Макуцкий, автор. Про его первую песню я лучше ничего не буду говорить, а вторая была весьма удачна - про кота и крота. Иногда слушаешь кого-нибудь, начинается жуткая проблема: вроде человек что-то своё поёт, но веры никакой нет. Не от себя поёт, не свою песню. Понятно, что написал-то её именно он, но при исполнении выглядит так, будто на человеке одновременно розовый картуз и камуфляжная куртка. А иногда что-то щёлкает - и человек и его песня сливаются в одно целое, и там уж не разберёшь, где что - всё цельно и дивно.

в) Крис Коростылёва, автор. Матюшин, наверное, до сих пор чистит комнату жюри от деревянных обломков и наконечников - они там в каждом углу грудами. В стенах дымятся дыры от полевых орудий, повсюду гильзы и пустые пулемётные ленты. По сравнению с прошлым годом она стала гораздо лучше писать - и я, слушавший её подробно на 2 туре, догадываюсь в чём причина: переход к школе и стилю Олега Медведева. Она вкалывает и вкалывает - и уверенно приближается к нужной гармонии меж собой и тем, что поёт. Со сцены она сообщила, что набирает весной свою собственную группу - и это прекрасно. Я бодался за неё на обсуждении до последнего патрона, но меня растёрли танками, и всё, что я могу сделать - это вручить ей какой-нибудь личный приз от себя.

     Было ещё несколько авторов, но мне про них совсем нечего сказать, увы.

     Из поэтов запомнилась мне Маша Испольнова (школа Натальи Быстровой). Что про амуров, что про древний город Патрей - всё цельно и очень образно.

     Теперь по исполнителям. Личный мой рейтинг (и не только мой) венчает костроминская ученица Наташа Порохова. Ахмадуллинская "По улице моей который год..." - это одно из лучших исполнений этой песни, которую я когда-либо слышал. Там всё очень гармонично, ничего не прибавить.
     Как и в прошлом году, матюшинский клуб снова удивляет неожиданной и блестящей исполнительницей - на этот раз Александрой Кузовковой.
     Володя Яшаев - удивил неожиданным выбором гитары. Он зачем-то вышел на сцену с электрической бряцалкой с удивительно паршивым звуком. Впрочем, это по большому счёту не повредило ни филипповской "Душе без тела", ни "Снегу над лагерем" Визбора. Более того - его ожидает некий сюрприз от организаторов, ибо столь упорная многолетняя работа над собой не может остаться безнаказанной.
     Евгения Лапшина тоже не прошла мимо моего внимания, поскольку стала намного лучше петь, чем в прошлом году. Тем более, что Королёву (а Королёва - гениальна по определению). 
     Касательно Даши Сила-Новицкой мне уже трудно что-нибудь сказать, меня и так всё остальное жюри порывалось забросать банановыми шкурками, едва я открывал рот по поводу неё, а Матюшин лупил кулаком по столу и грозился запретить на следующий год участникам петь песни членов жюри. То есть, я необъективен ужасно. И рад, что она прошла в гала-концерт и стала дипломантом. После третьего тура я подошёл к ней сказать спасибо, но, кажется, засмущал её до задымления.
     Отдельный разговор об Ольге Ноздрачёвой. На всех прошлых фестивалях это был пример того, как не надо петь и выступать. Классический случай полной и фатальной зажатости всего, что только можно. Но судьба сложилась так, что прежний её коллектив как-то распался, она оказалась в свободном парении - и пришла в матюшинский клуб. И вот я её снова вижу с гитарой на сцене - и такое впечатление, что человек, ранее стоявший там исключительно молча и спиной к зрителям, вдруг повернулся к ним лицом и сказал что-то внятное и естественное. Встану и поклонюсь за это Матюшину, вот.
     Заодно и поздравлю его с новым ярким исполнителем - Кариной Ан. (Вообще, который год ломаю себе голову - откуда он их всех берёт, каким образом они там самозарождаются у него в клубе?) Так спеть малыгинское "Чучело" - никогда (по слухам) не слыша авторского варианта - это многое обещает. Мощный уровень. Да, "Форпост" и "Надежда" - основные места будущей АП, похоже.
     В детском возрастном реестре был хорош Никита Котлов. У него были две песни, и первую он сделал отменно - "Заплутали мишки, заплутали" Кукина, а вторую не вытянул по драйву, она распалась на строчки и такты.

     Ну вот это, вкратце, некие такие светлые моменты. Теперь то, что удивило.
     Роман Гакало. В прошлые разы это была сильная заявка на победу. Сейчас что-то идёт не так. А дело, на мой взгляд, в том, что Роман - актёр. Причём, прирождённый. И не надо ему петь личностную лирику, ни в коем разе. Ему играть собой надо на сцене - изображать, лицедействовать, перевоплощаться. У него вся энергетика на это настроена, а то, что происходит сейчас - совершенно не его вариант.
     Детский ансамбль "Альянс". Идентичен прошлому году - и это очень странно, поскольку дети-то совсем малые, они же обычно бешено развиваются.
     Ещё один момент - но он вообще характерный для ученического стиля и конкретно ни к кому не относится. Трудно и скушно слушать юных барышень, с удовольствием примеряющих на себя стандартный образ "романтической Ассоль". Песни, которые они при этом выбирают, сами по себе вполне хорошие, но на этих барышнях смотрятся, как огромные аляповатые брошки и тяжёлые бусы, уместные больше для степенных дам, нежели для хрупких юниц. Песни ради примерки - это неинтересно.

     Что нынче за авторы в ходу. Из свежих: Роман Филиппов, Таня Королёва, Кира Малыгина, Женя Ланцберг, Паша Фахртдинов, Маша Кочеткова. Из классики в абсолютном топе Визбор. Затем Дольский, Киреев, Городницкий, Никитин, Ященко, Дудкина, Долина, Егоров, обе Матвеевы, Якушева. Куда-то пропали Витаков, Фролова и Хусаинов.

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005