Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

Красноярская делегация на Новосибирском фестивале 1968 г.

 

Авторская песня в Красноярске

Кофман Яков Михайлович,
декан факультета начальных классов
Красноярского государственного педагогического Университета,
кандидат исторических наук,
профессор.

<...>

...Вообще становление авторской песни в Красноярске невозможно представить без знаменитых "Столбов". Эти скалы давали молодым людям возможность самоутверждения, ощущения свободы и риска, полноты жизни, где все - по "гамбургскому счету". И эти настроения отражались в "столбистских" песнях, об авторах большинства которых известно лишь, что они ходили на "Столбы".

К середине 60-х годов на судостроительном заводе Красноярска существовала группа альпинистов и скалолазов под руководством Владимира Путинцева (впоследствии - заслуженный тренер СССР и Российской Федерации). Они писали стихи, пели под гитару песни, используя для них широко известные мелодии или простые мотивы собственного сочинения. Среди них выделялся Николай Молтянский, который хорошо владел гитарой и был обладателем приятного голоса. Тогда же свои первые песни написал молодой инженер Адольф Мельцер. В 1963 году в песне "Горы и корабли", быстро ставшей популярной в "столбистской" среде, он писал:

- Это жажда скитаний не дает нам покоя,
Кровь цыганская бродит и в жилах кипит ...
Я скажу вам, ребята - жить, наверное, стоит,
Если есть в этом мире горы и корабли ...

Начало организации бардовского движения в Красноярске было положено осенью 1967 года. В это время при городском комитете ВЛКСМ активно работал молодежный клуб "Горизонт", который возглавлял Вадим Лившиц. Клуб занимался организацией досуга и развитием творческого потенциала молодежи по разным направлениям - кинодело, джаз-клуб, туризм и др.

В недрах клуба "Горизонт" и родилась идея провести конкурс самодеятельных авторов и исполнителей. Через горком комсомола были собраны заявки на участие в конкурсе на лучшее исполнение туристской и студенческой песни "Менестрель-67". Большую роль в организации конкурсного концерта сыграл член оргкомитета и жюри, молодой инженер Виталий Крейндель.

Концерт проходил 24 ноября 1967 года в актовом зале Сибирского технологического института. Состав участников конкурса был весьма разнородным. Заявки подавали и студенческие ансамбли, и "столбистские" группы, и отдельные исполнители. Некоторые из них едва владели гитарой, а тексты их стихов оставляли желать много лучшего. Но во всем было столько энтузиазма и искренности, что конкурс вызвал огромный интерес. Публика, представленная в первую очередь студенческой молодежью и "столбистскими" компаниями, с трудом разместилась в зале, а балконы просто "трещали", грозя обвалиться.

Среди участников особенно выделялись те, кто начинал авторскую песню в Красноярске: Юрий БендюковИгорь ПоповСергей ПоповВиктор БурмистровНиколай ЕреминНиколай Молтянский и другие. Лауреатами стали выступавший за команду университета Юрий Бендюков, студент Красноярского медицинского института Николай Еремин, инженер судостроительного завода Адольф Мельцер и Николай Молтянский.

 

В начале 1968 года перед красноярцами впервые выступили гости - уже широко известные в стране барды Юрий Кукин и Валентин Вихорев. Воодушевленные первыми успехами, организаторы и победители конкурса в марте 1968 года отправились в Новосибирск на фестиваль авторской песни. Это событие получило широкий резонанс в то время и остается до сих пор яркой страницей в истории российского бардовского движения. 11 марта 1968 года орган ЦК КПСС газета "Правда" сообщила: "В залах Академгородка и некоторых вузов Новосибирска в эти дни проводится своеобразный праздник самодеятельной песни. Он привлек певцов из Москвы и Свердловска, Ленинграда и Севастополя, Новосибирска и Красноярска". Тон сообщения вполне благожелательный, и никто еще не знает, что вот-вот партийные идеологи в центре и на местах начнут массированное наступление на авторскую песню и самодеятельных авторов.

В красноярскую делегацию входили Вадим ЛившицВиталий КрейндельЮрий БендюковНиколай Еремин и Адольф Мельцер. Выступать должны были трое последних, но в дороге Адольф Мельцер простудился, и Юрию Бендюкову пришлось петь "за двоих". Совершенно неожиданно для красноярцев из-за опоздания ряда известных участников фестиваля им пришлось выполнить столь же почетную, сколько и трудную миссию - открывать фестиваль. И Юрий Бендюков с Николаем Ереминым в первом концерте фестиваля каждый спели более десятка песен, заполнив таким образом оба отделения концерта. Так впервые красноярские барды заявили о себе на всесоюзной арене.

Потом были новые концерты, в которых красноярцы участвовали вместе с уже широко известными или вскоре ставшими таковыми Александром ГаличемЮрием КукинымСергеем ЧесноковымАлександром ДуловымВладимиром БережковымАлександром Дольским и другими. Были встречи, дискуссии, неформальное общение, беседы на разные темы, визит в гостиницу к уже опальному Александру Галичу. Именно он исполнением моментально ставшей знаменитой "Баллады о прибавочной стоимости" и других песен навлек на себя и авторскую песню вообще гнев властей. Конечно, Александр Галич был не единственным "вольнодумцем" в бардовском движении, но он уже ранее познал и литературный успех, и всесоюзную известность. Кстати, играл он в Новосибирске на гитаре Николая Еремина, которую ему настраивал Юрий Бендюков. Добавим к этому, что Адольф Мельцер сохранил автограф Александра Галича, датированный 8 марта 1968 года.

Красноярская делегация вернулась из Новосибирска с идеей пригласить к себе кого-либо из ведущих бардов страны. Уже были выпущены афиши: "Клуб песни. В гостях у клуба "Горизонт" Ленинградский клуб песни "Восток". В частности, ждали известного барда Евгения Клячкина.

Но руководителей клуба "Горизонт" пригласили в горком КПСС и настоятельно порекомендовали не делать этого. Никакие аргументы в расчет не принимались. Разумеется, это были отголоски кампании, начавшейся во всесоюзном масштабе. Ведь приглашать гостей собирались в апреле 1968 года, а именно тогда и начали появляться в прессе разгромные статьи в адрес и Новосибирского фестиваля, и Александра Галича. Так, статья "Песня - это оружие" была напечатана в газете "Вечерний Новосибирск" 18 апреля 1968 года.

Скорее всего, местные идеологи просто перестраховались, поскольку Евгений Клячкин не писал песен острого социального содержания. А движение самодеятельной песни под эгидой комсомола теперь стремились направить в русло чисто туристских, "костровых" песен.

В августе 1968 года в журнале "Турист" были опубликованы текст и ноты песни Юрия Бендюкова "Шагают парни по земле". В песне есть и романтика, и сдержанная суровость:

- Уходит юность к вершинам белым,
Шагает всюду под небом синим.
Уходит юность тропою смелых
Туда, где трудно, где место сильным.

Красноярец был назван в числе оригинальных талантливых авторов самодеятельной песни. И действительно, в разных уголках страны были известны песни Юрия Бендюкова "Свет погасим" и "Робинзон""Капитан" и "Сигарета".

В декабре 1968 года в рамках Красноярского краевого слета туристов прошел конкурс самодеятельной песни в Доме работников просвещения. В нем участвовали любители авторской песни из Красноярска, Норильска, Канска, Минусинска, Абакана и других городов края. Победителями вновь оказались Николай Еремин и Юрий Бендюков. Лучшими же коллективами были названы представители Абаканского педагогического и Красноярского политехнического институтов. (Не символично ли то обстоятельство, что впоследствии Николай Еремин стал известным поэтом, главным редактором альманаха "Енисей", а Юрий Бендюков - уникальным мастером по изготовлению гитар?).

Но клуб песни в "Горизонте" к концу 1968 года уже прекратил свое существование. Ушли Виталий Крейндель и Адольф Мельцер. На время пришлось отказаться от приглашения гостей из других городов. Конкурсы и фестивали не проводились. Конечно, любители авторской песни собирались время от времени на "Столбах" и в некоторых вузах. Но организованного движения, а тем более городского клуба в течение ряда лет не было.

Юрий Бендюков утверждает, что клуб в Красноярске (он называет его "вторым клубом") возродился в 1972 году. Но никаких документальных свидетельств этого не обнаружено.

Евгений Паклин уверенно называет датой восстановления клуба 1976 год, а среди постоянных членов клуба - Юрия БендюковаИгоря ПоповаСергея ПоповаВладимира ХаскинаЛюдмилу КимЛюдмилу ЕршовуТатьяну АлександровуНину Рыгалову (Теплых).

Очевидно, отдельные группы любителей авторской песни так или иначе продолжали встречаться. Не исключено, что некоторые из них могли считать себя клубами. Но более вероятно, что единого организующего центра не было, и все эти группы действовали самостоятельно.

Наиболее активно в эти годы проявил себя клуб самодеятельной песни в Красноярском политехническом институте во главе с заведующим кафедрой, опытным альпинистом Борисом Соустиным. Ему удалось организовать во второй половине 70-х годов выступления в Красноярске Евгения КлячкинаЮрия Визбора и Александра Дольского.

Новое возрождение городского клуба самодеятельной песни (КСП) в Красноярске произошло в 1979-1980 годах.

<...>

https://www.liveinternet.ru/users/galina_gr/post309937746?aid_refresh=yes

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005