Московский центр авторской песни - Home
Поиск:    
Навигация

Второй класс. Теория.

Теория музыки
Музыкальный звук и его свойства
Нотный стан; ключи;
Происхождение названий нот;
Октава – эффект субъективно воспринимаемого слияния двух звуков, частоты основных колебаний которых различаются ровно в два раза
Обертона
Акустические свойства струны: частота колебаний, обертона, зависимость спектра обертонов от места извлечения звука из струны.
Обертона и флажолеты;
Как устроен звуковысотный анализатор в человеческом ухе. Дискретная, цифровая и абсолютная природа распознавания высоты тона.
«Природное» происхождение музыки вообще. Слуховой анализатор – базилярная мембрана внутреннего ухо человека – является природным объектом правильной формы, колебания которого подчинены тому же обертоновому закону, что и другие природные объекты.
Происхождение семиступенных ладов от Пифагора и лиры Орфея; как сочетания 4-х, 5-х и 6-х гармоник струн четырёхструнной лиры Орфея (IX век до н.э.), настраивавшейся как c1—g—f—c.
Натуральные лады
Мажорный и минорный лады;
Строи натуральный и равномерно-темперированный.
Настройка гитары.
Камертон 440 гц.

Международная шкала частот звуков равномерно-темперированного звукоряда.
Использование флажолетов для настройки гитары.
Расположение нот на грифе гитары.
Гармонизация. Связь гармонии и мелодии.
Определение понятия «аккорд».
Терции большая и малая.
Из двух видов терций (б3 и м3) можно составить четыре типа трёхзвучных аккордов (трезвучий):
Мажорная гамма натуральная.
Минорная гамма натуральная.
Как строится аккорд на ступенях гаммы.
Трезвучия мажорные, минорные, уменьшенные и увеличенные
Построение трезвучий на ступенях гаммы
Учебное пособие «Колёса» (раздаточный материал: часть 1 -- мажор и часть 2 -- минор). Анализ аккордов и мелодических фрагментов аккомпанемента с использованием пособия «Колёса»: нахождение нот на грифе гитары; определение нотного состава аккордов.
Общие принципы гармонии: в аккомпанементе в пределах тональности используются преимущественно трезвучия и септаккорды, построенные на ступенях гаммы данной тональности.
Главные трезвучия гаммы (ладотональности): тоника – I ступень, доминанта – V ступень, субдоминанта – IV ступень.
Основной закон гармонии (T—D—S—T)
Гармонизация двухголосной гаммы до-мажор
Обращения аккордов
«Типовые аппликатурные варианты»  и «уникальная аппликатура»
Типовые аппликатурные варианты мажорных и минорных аккордов: теоретическое и практическое построение.
Построение сложных аккордов на ступенях лада.
Септаккорды. «Синтетический» способ построения септаккордов. Виды септаккордов.
Типовые аппликатурные варианты септаккордов.
Построение на ступенях лада нон- (C9), ундецим- (C11), терцдецим-аккордов (C13).
Цифры в буквенно-цифровой системе обозначают ИНТЕРВАЛЫ от основного тона до конкретной добавленной ноты.
Интервалы в пределах двух октав.
Аккорды с пропущенными ступенями. Аккорды с добавленными ступенями: C9=ceghd, Cadd9=cegd.
«Внесистемные» аккорды: Cdim; Csus: Csus4 = cfg и Csus2 = cdg.
Аккорды типа Am6 = acef# как вариации либо F#m5-/7, либо Am add 13.
Учебное пособие «линейка»: определитель аппликатуры аккордов на шестиструнной гитаре системы А.Костромина. Построение с помощью определителя любых аккордов.
Основы ритмики. Система записи длительностей. Независимость соотношения между длительностями от изменений темпа.
Метр – система чередования ударных и безударных звуков.
Ритм и метр как «узор» и «канва».
Размер – способ записи метра.
Простые метры и размеры: двухдольный – 2/1, 2/2, 2/4, 2/8; трёхдольный – 3/1, 3/2, 3/4, 3/8.
Сложные метры и размеры: четырёхдольный 4/4=2/4+2/4; 6/8=3/8+3/8; 9/8=3/8+3/8+3/8; 12/8=3/8+3/8+3/8+3/8.
Сложные смешанные метры и размеры: 5/8+3/8+2/8; 8/8=3/8+3/8+2/8.

Квинтовый круг тональностей. Знаки при ключе во всех тональностях. Тональности «диезные» и «бемольные».
Любые три соседних «аккорда» в круге — это субдоминанта, тоника и доминанта соответствующей мажорной или минорной тональности.
Понятие о родстве тональностей. Параллельность тональностей.
Понятия «устой» и «неустой» в ладу.
Разрешение доминантсептаккорда.
Гармонический и мелодический минор.
Модуляции и отклонения
Доминантсептаккорд (малый мажорный септаккорд) как признак перехода в другую тональность (отклонения).
Тональности первой степени родства
Четыре степени родства тональностей (схема).
Общая схема родства тональностей в виде «магического кристалла».
Элементы гармонического анализа произведения.
Краткое ознакомление с нотным редактором «Finale»

 

Теория к занятиям Второго класса Гитарной школы

Название

Описание

Статья А. Костромина "Гитары особой настройки"

Из журнала "Люди и песни"

Статья А. Костромина "На чем играть?"

Из журнала "Люди и песни" №2 2004 г.

Статья А. Костромина «И всё-таки настройте гитару!»

Из журнала "Люди и песни"

Статья А. Костромина «Играем Якушеву»

Из журнала "Люди и песни"

Статья А. Костромина «Играем Визбора»

 

Из журнала "Люди и песни"

Статья А. Костромина «О системах записи»:

 

Из журнала "Люди и песни"

Статья А. Костромина "Играем Городницкого" (часть I)

Из журнала "Люди и песни"

Статья А. Костромина "Играем Городницкого" (часть II)

Из журнала "Люди и песни"

Статья А.Н. Костромина Играем Окуджаву

Из журнала "Люди и песни""

Статья А.Н. Костромина Играем Высоцкого

файл pdf 897 КБ

 

Из журнала "Люди и песни"

Учение К.С. Станиславского, современное языкознание и литературоведение — научная основа искусства звучащего слова

Из книги С. Т. Никольской и др. Выразительное чтение: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /С. Т. Никольская, А. В. Май­орова, В. В. Осокин; Под ред. Н. М. Шанского.— Л.: Просвещение. Ленингр. отд-ние, 1990.— С.13.

ОБ ИСКУССТВЕ ЧТЕЦА. Д.Н.Журавлёв

 

 

 

 А.Ф.Гитман. Правая рука

 

Т.Ашер Звук и его тоновые оттенки

 

АРИФМЕТИКА МУЗЫКИ (из книги С.Газаряна "В мире музыкальных инструментов"

По всем вопросам обращайтесь
к администрации: cap@ksp-msk.ru
Ай Ти Легион - Создание сайтов и поддержка сайтов, реклама в Сети, обслуживание 1С.

© Московский центр авторской песни, 2005